KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА![]() Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-х![]() Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен![]() Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
В 50-е годы джаз в Польше был под запретом, и Комеда был героем джазового подполья. Музыка его была стильной и современной, но в ней в то же время ощущалось тепло его сердца. Позднее, когда джаз наконец разрешили, Комеда стал кумиром польской молодежи - и моим кумиром тоже. Я попросил его написать музыку для своей самой первой, еще студенческой короткометражки Два человека и шкаф - это было великолепным приключением для нас обоих и началом замечательного десятилетнего сотрудничества. Комеда был превосходным кинокомпозитором - он прекрасно чувствовал настроение фильма и великолепно передавал его в музыке. Без его музыки мои ранние фильмы не состоялись бы .
Так много лет спустя вспоминал о работе с Кшиштофом Комедой (Krzysztof Komeda) знаменитый теперь на весь мир Роман Полански.
В 1957 году, когда записывалась эта музыка к дебютному фильму Романа Поланского Два человека и шкаф Кшиштофу Комеде было 26 лет. За его плечами уже было выступление на первом польском джазовом фестивале в Сопоте в 1956 году. Тот фестиваль знаменовал собой окончание джазового подполья, о котором говорил Поланский, и которое в Польше получило название катакомбного джаза .
Комеда родился в Познани в 1931 году, его настоящее имя Кшиштоф Тычински (Krzysztof Trzcinski) и музыкой - как фортепиано, так и теорией - он занимался с раннего детства в Познанской консерватории, мечтая о карьере концертирующего пианиста. Война прервала эти занятия, и после войны Кшиштоф чувствовал, что потерянные в войну годы для карьеры классического пианиста могут оказаться потерей невосполнимой. К тому же он увлекся только проникавшим тогда в Польшу джазом.
Ясно было, что этой музыкой в суровые сталинские годы на хлеб не заработаешь и Кшиштоф Тычински получил диплом врача, продолжая играть музыку в катакомбах и перейдя к профессиональной музыкантской деятельности только с наступлением оттепели.
Псевдоним Комеда он взял себе в суровые годы катакомбного джаза, чтобы скрыть свое увлечение запрещенной музыкой от коллег по клинике уха-горла-носа, в которой он работал врачом в 50-е годы. Но артистическое имя осталось и именно под ним он вошел в историю польского и европейского джаза.
В ранних, еще вполне традиционных записях Комеды слышно совершенно очевидное влияния тихой пианистической школы 50-х, бесспорным лидером которой был Билл Эванс (Bill Evans). В начале 60-х Комеда со своим трио, в состав которого входили контрабасист Адам Скорупко и барабанщик Анджей Зелински, вовсю выступал на только появившихся тогда знаменитых варшавских фестивалях Jazz Jamboree, причем часто к трио присоединялся друг Комеды шведский сакософонист Бернт Розенгрен (Bent Rosengren).
Именно Розенгрен солирует в музыке к первому полнометражному художественному фильму Романа Полански Нож в воде , который режиссер снял в 1962 году и для работы над музыкой которого он вновь пригласил Кшиштофа Комеду
Нож в воде - суровая черно-белая психологическая драма, снятая в духе набиравшей тогда силу французской новой волны, произвела фурор в польском кино, была выдвинута на Оскара и открыла молодому Роману Поланскому дорогу в Голливуд.
Первые западные ангажементы появились и у Комеды. В начале 60-х он много выступал в Скандинавии, в том числе и в знаменитом джазовом кафе Монмартр в Копенгагене, где были сделаны исторические записи многих гигантов джаза.
Музыка Комеды к тому времени стала меняться. Революционные 60-е не могли оставить и его в стороне от эстетических новаций. К Биллу Эвансу добавились Майлс Дэвис и даже Орнетт Коулмен.
Сделанные в Копенгагене в 1965 году записи квинтета Комеды в составе: лидер на фортепиано, Михал Урбаняк (Michal Urbaniak) на саксофоне, Томаш Станько (Tomasz Stanko) на трубе, Бо Стиф (Bo Stief) на контрабасе и Симон Копел (Simon Kopel) на барабанах - увы, далеко не самого лучшего качества - были опубликованы женой Кшиштофа Комеды Софией к юбилейному изданию его музыки спустя 25 лет после смерти музыканта.
Работа с квинтетом вплотную подвела Комеду к записи его шедевра, альбома Astigmatic. В этой записи другая ритм-секция: Гюнтер Ленц (Gunter Lenz) на контрабасе и Руне Карлссон (Rune Carlsson) на барабанах. Но главное Михала Урбаняка сменил Збигнев Намысловски (Zbigniew Namyslowski).
Как Майлс Дэвис взрастил целую плеяду звезд американского джаза, так и из гнезда Комеды вышли музыканты, составившие славу джаза польского: Томаш Станько, Збигнев Намысловски, Михал Урбаняк.
Параллельно с квинтетом Комеда продолжал работать и с Романом Поланским. Эта работа, принесшая ему славу, принесла и трагическую смерть. В 1968 году, когда за плечами у него уже была музыка к фильмам Анджея Вайды и Ингмара Бергмана, он отправился по приглашению ставшего к тому времени уже известным Поланского работать над его очередным проектом. Уже вышел давший Поланскому международную известность фильм Ребенок Розмари , музыку к которому тоже написал Комеда.
Там в Лос-Анджелесе он попал в автомобильную катастрофу, в коме был доставлен в Польшу, где и умер 23 апреля 1969 года в возрасте 37 лет.
За прошедшие после его смерти более 35 лет Комеда превратился в фигуру полумифическую. В Польше он - национальная гордость, национальное достояние и стоит чуть ли не вровень с Шопеном. Шведская инди-группа назвала себя его именем. В джазовых энциклопедиях пишут, что альбом Astigmatic оказал решающее влияние на Манфреда Айхера (Manfred Eicher) при формировании фирменного звука ЕСМ.
А вот что говорил о Комеде работавший с ним Дон Черри: В его музыке встретились джаз и польская музыкальная традиция. Музыка его вне времени. Она и сегодня звучит так же свежо как звучала тогда и так же свежо она будет звучать всегда .
Читайте: |
---|
Стиль прогрессивСтиль прогрессив , как один из вариантов соединения джаза и симфонической музыки, развивался несколькими оркестрами и экспериментальными составами.... |
World JazzВсемирный джаз (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или всемирной музыки (World Music), с... |
ECMОтдельную нишу в сообществе джазовых стилей с начала 70-х годов заняла немецкая фирма ECM (Edition of Contemporary Music - Издательство современной ... |
Classic JazzОбщепринятое итоговое обозначение ранних джазовых стилей, существование которых обычно датируют с конца 19 века до второго десятилетия 20 века, то е... |
Джазмены о джазменах: Оскар Питерсон о Тедди Уилсо![]() Teddy Wilson, биография Продолжаем нашу рубрику Джазмены о джазменах . Мы уже помещали материал о весьма интересном образе Чарли Паркера,... |
Биография Рэя Чарльза (Ray Charles)![]() Настоящее имя: Рэй Чарльз Робинсон Дата рождения:23 сентября 1930 года в США, Элбани, штат Джорджия, Инструменты: Пианино, саксофон,... |
9 Lazy 9 - Paradise BlownЛейбл: Ninja Tune Формат: CD Страна: Великобритания Дата выпуска: март 1994 Стиль: Breakbeat, Trip Hop, Downtempo |
Esbjrn Svensson TrioЕсть музыка, которая мне никогда не надоест. Я слушал множество различных направлений и групп, и только некоторые из них до сих пор остаются для мен... |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |