Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Открытая музыка: Кшиштоф Комеда

Классика джаза - Джаз история

открытая музыка: кшиштоф комеда

В 50-е годы джаз в Польше был под запретом, и Комеда был героем джазового подполья. Музыка его была стильной и современной, но в ней в то же время ощущалось тепло его сердца. Позднее, когда джаз наконец разрешили, Комеда стал кумиром польской молодежи - и моим кумиром тоже. Я попросил его написать музыку для своей самой первой, еще студенческой короткометражки Два человека и шкаф - это было великолепным приключением для нас обоих и началом замечательного десятилетнего сотрудничества. Комеда был превосходным кинокомпозитором - он прекрасно чувствовал настроение фильма и великолепно передавал его в музыке. Без его музыки мои ранние фильмы не состоялись бы .

Так много лет спустя вспоминал о работе с Кшиштофом Комедой (Krzysztof Komeda) знаменитый теперь на весь мир Роман Полански.

В 1957 году, когда записывалась эта музыка к дебютному фильму Романа Поланского Два человека и шкаф Кшиштофу Комеде было 26 лет. За его плечами уже было выступление на первом польском джазовом фестивале в Сопоте в 1956 году. Тот фестиваль знаменовал собой окончание джазового подполья, о котором говорил Поланский, и которое в Польше получило название катакомбного джаза .

Комеда родился в Познани в 1931 году, его настоящее имя Кшиштоф Тычински (Krzysztof Trzcinski) и музыкой - как фортепиано, так и теорией - он занимался с раннего детства в Познанской консерватории, мечтая о карьере концертирующего пианиста. Война прервала эти занятия, и после войны Кшиштоф чувствовал, что потерянные в войну годы для карьеры классического пианиста могут оказаться потерей невосполнимой. К тому же он увлекся только проникавшим тогда в Польшу джазом.

Ясно было, что этой музыкой в суровые сталинские годы на хлеб не заработаешь и Кшиштоф Тычински получил диплом врача, продолжая играть музыку в катакомбах и перейдя к профессиональной музыкантской деятельности только с наступлением оттепели.

Псевдоним Комеда он взял себе в суровые годы катакомбного джаза, чтобы скрыть свое увлечение запрещенной музыкой от коллег по клинике уха-горла-носа, в которой он работал врачом в 50-е годы. Но артистическое имя осталось и именно под ним он вошел в историю польского и европейского джаза.

В ранних, еще вполне традиционных записях Комеды слышно совершенно очевидное влияния тихой пианистической школы 50-х, бесспорным лидером которой был Билл Эванс (Bill Evans). В начале 60-х Комеда со своим трио, в состав которого входили контрабасист Адам Скорупко и барабанщик Анджей Зелински, вовсю выступал на только появившихся тогда знаменитых варшавских фестивалях Jazz Jamboree, причем часто к трио присоединялся друг Комеды шведский сакософонист Бернт Розенгрен (Bent Rosengren).

Именно Розенгрен солирует в музыке к первому полнометражному художественному фильму Романа Полански Нож в воде , который режиссер снял в 1962 году и для работы над музыкой которого он вновь пригласил Кшиштофа Комеду

Нож в воде - суровая черно-белая психологическая драма, снятая в духе набиравшей тогда силу французской новой волны, произвела фурор в польском кино, была выдвинута на Оскара и открыла молодому Роману Поланскому дорогу в Голливуд.

Первые западные ангажементы появились и у Комеды. В начале 60-х он много выступал в Скандинавии, в том числе и в знаменитом джазовом кафе Монмартр в Копенгагене, где были сделаны исторические записи многих гигантов джаза.

Музыка Комеды к тому времени стала меняться. Революционные 60-е не могли оставить и его в стороне от эстетических новаций. К Биллу Эвансу добавились Майлс Дэвис и даже Орнетт Коулмен.

Сделанные в Копенгагене в 1965 году записи квинтета Комеды в составе: лидер на фортепиано, Михал Урбаняк (Michal Urbaniak) на саксофоне, Томаш Станько (Tomasz Stanko) на трубе, Бо Стиф (Bo Stief) на контрабасе и Симон Копел (Simon Kopel) на барабанах - увы, далеко не самого лучшего качества - были опубликованы женой Кшиштофа Комеды Софией к юбилейному изданию его музыки спустя 25 лет после смерти музыканта.

Работа с квинтетом вплотную подвела Комеду к записи его шедевра, альбома Astigmatic. В этой записи другая ритм-секция: Гюнтер Ленц (Gunter Lenz) на контрабасе и Руне Карлссон (Rune Carlsson) на барабанах. Но главное Михала Урбаняка сменил Збигнев Намысловски (Zbigniew Namyslowski).

Как Майлс Дэвис взрастил целую плеяду звезд американского джаза, так и из гнезда Комеды вышли музыканты, составившие славу джаза польского: Томаш Станько, Збигнев Намысловски, Михал Урбаняк.

Параллельно с квинтетом Комеда продолжал работать и с Романом Поланским. Эта работа, принесшая ему славу, принесла и трагическую смерть. В 1968 году, когда за плечами у него уже была музыка к фильмам Анджея Вайды и Ингмара Бергмана, он отправился по приглашению ставшего к тому времени уже известным Поланского работать над его очередным проектом. Уже вышел давший Поланскому международную известность фильм Ребенок Розмари , музыку к которому тоже написал Комеда.

Там в Лос-Анджелесе он попал в автомобильную катастрофу, в коме был доставлен в Польшу, где и умер 23 апреля 1969 года в возрасте 37 лет.

За прошедшие после его смерти более 35 лет Комеда превратился в фигуру полумифическую. В Польше он - национальная гордость, национальное достояние и стоит чуть ли не вровень с Шопеном. Шведская инди-группа назвала себя его именем. В джазовых энциклопедиях пишут, что альбом Astigmatic оказал решающее влияние на Манфреда Айхера (Manfred Eicher) при формировании фирменного звука ЕСМ.

А вот что говорил о Комеде работавший с ним Дон Черри: В его музыке встретились джаз и польская музыкальная традиция. Музыка его вне времени. Она и сегодня звучит так же свежо как звучала тогда и так же свежо она будет звучать всегда .




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Фьюжн

Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизационность, сочетающаяся с композиционными решениями, использование гармонических и ри...

Cobbletone Jazz

Музыкальный стиль Cobbletone Jazz – это фьюжн элементов электроники и живой игры. Cobblestone - весьма необычное явление для нашего времени – они ду...

World Jazz

Всемирный джаз (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или всемирной музыки (World Music), с...

Фанки

Часть музыки, появившейся в период хардбопа , естественным образом вобрала блюз, используемый в медленном или среднем темпе с особой экспрессией, о...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз история - Открытая музыка: Кшиштоф Комеда

Легенды джаза:

Макс Роуч

News image

Максвелл Лемуэль Роуч (Maxwell Lemuel Roach) (10.01.1924-16.08

Оркестр Олега Лундстрема

News image

Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема имеет уникальную историю. Это самый долгоиграющий биг-бенд в мире, что...

Новые впечатления:

Впечатления о прослушанном!

Джаз, джаз-рок, фьюжн (ex-USSR) The Shin - Black Sea Fire (2009) Ознакомиться: http://www.theshin-music.com/ Стиль: грузинский джаз-рок, во...

Acoustic Alchemy

Страна: Англия Жанр: Jazz, New Age http://www.acoustic-alchemy.net/ Гитаристы Ник Вебб и Грег Кармайкл в 80-х и 90-х годах прошлого столети...

Авторизация

It only takes 2 minutes -