Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Открытая музыка: Орнетт Коулмен

Классика джаза - Джаз история

открытая музыка: орнетт коулмен

Даже одной пластинки было бы достаточно, чтобы Орнетт Коулмен (Ornette Coleman) вошел в историю. Мало кому удавалось столь точно придумать название альбома, с тем, чтобы оно стало обозначением огромного направления в развитии музыки.

Эта пластинка называется Free Jazz - Свободный джаз - и имеет жанровое обозначение Коллективная импровизация двойного квартета Орнетта Коулмена .

Запись сделана 21 декабря 1960 года в Нью-Йорке и если вы слушаете программу в режиме стерео, то в левом канале играют сам Орнетт на альте, Дон Черри (Don Cherry) на карманной трубе (pocket trumpet), Скотт Ла Фаро (Scott La Faro) на контрабасе, Билли Хиггинс (Billy Higgins) на барабанах, а справа Эрик Долфи (Eric Dolphy) на бас-кларнете, Фредди Хаббард (Freddie Hubbard) на трубе, Чарли Хейден (Charlie Haden) на контрабасе и Эд Блэквелл (Ed Blackwell) на ударных.

Что ни имя - то легенда. А вспомнили мы об этой записи потому, что в этом году великому Орнетту Коулмену исполнилось 75 лет, и этому юбилею и посвящена сегодняшняя Открытая музыка .

На самом деле 75 лет великому мастеру исполнилось еще в марте, но с выходом программы я решил повременить, пока в Лондоне не пройдет приуроченный к юбилею концерт. Несмотря на преклонный возраст, Коулмен так же подтянут, так же энергичен и так же полон новаторства как и 50 лет назад.

Представленный им в Лондоне новый квартет вновь очень необычен. Кроме давно уже работающего с ним его сына барабанщика Денардо (Denardo) Коулмена в составе квартета два контрабасиста: известный по работе в зорновской Masada Грег Коуэн (Greg Cohen) и по большей части классический музыкант Тони Фаланга (Tony Falanga). Фаланга играл исключительно смычком, и двойной контрабасовый удар составлял совершенно новую невиданную или точнее неслыханную до сих пор текстуру джазового музицирования. К сожалению, записей нового состава пока еще нет, и потому мы вновь вернемся в историю, в конец 60-х годов, в период предшествовавший фри-джазу.

Первый альбом Орнетта Коулмена Something Else звучит сегодня практически традиционно. К моменту выхода дебютной пластинки Коулмен был уже далеко не юноша - ему было 28 лет, и ровно половину своей тогдашней жизни он уже играл на саксофоне, начав с неизбежного в 40-50е годы подражательства Чарли Паркеру.

Уроженец Техаса, он много странствовал по югу, играя в самых разных то джазовых, то в ритм-энд-блюзовых составах, пока наконец в 1950 году не осел в Лос-Анджелесе. Пытался зарабатывать на жизнь сессионным музыкантом и изредка поигрывал в концертах. Его в высшей степени индивидуальная манера вызывала у коллег недоумение, и в профессиональной музыкантской среде тихий замкнутый молодой человек слыл не то белой вороной, не то просто чудаком, упрямо плывшим наперекор основному музыкальному течению.

Так прошло несколько лет, и Коулмен готов уже было бросить все и вернуться в свой родной Форт-Уорт в Техасе, когда, наконец, подвернулась удача - на него обратил внимание продюсер фирмы Contemporary Лестер Кениг (Lester Koenig), и в 1958 году наконец вышла его дебютная пластинка. Название Something Else - Нечто иное - еще не эпохальный Свободный джаз , но тоже претендует на свое, отличное от основного русла видение джаза.

В таком же духе звучало название и следующего альбома - Tomorrow is the Question! (Весь вопрос - в завтрашнем дне!) А еще следующий претендовал уже просто на джазовую революцию. The Shape of Jazz To Come - Джаз, каким он будет .

Первые пластинки Коулмена и его легендарный нью-йоркский дебют в клуб Five Spot конце 1959 года вызвали подлинную бурю в джазовом мире. Хотя джаз, как и вся Америка, тогда развивался бурными темпами, все же дерзость коулменовского замысла и строгость его воплощения не могли не вызвать скандала. Многие традиционалисты откровенно называли его шарлатаном.

Узурпировавший право на собственное толкование и охрану джазовой традиции консерватор Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) и сегодня, свыше четырех десятилетий спустя, стремится отстранить коулменовскую музыку от тщательно оберегаемой им, Марсалисом, чистоты джаза и считает Орнетта художником-примитивистом. В то же время уже тогда многие сумели оценить значимость орнеттовской революции - в его защиту выступили композиторы Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) и Вирджил Томпсон (Virgil Thompson) , многие художники и поэты.

Сам Орнетт, в отличие от предположений Марсалиса, несмотря на отсутствие у него университетского образования, прекрасно отдавал себе отчет в значение того, что он делает - не случайно на обложку альбома Free Jazz он поместил картину тогдашнего революционера в живописи, основателя абстракционизма Джексона Поллока (Jackson Pollock).

Как до него Эллингтон и Мингус, Орнетт стремился выйти за пределы джаза и уже в 1962 году сочинил свой первый неджазовый опус Dedication to Poet and Writers - Посвящение поэтам и писателям для струнного квартета .

В течение 60-х репутация Коулмена и как лидера авангардного джаза, и как самобытного академического композитора стремительно росла. Один за другим выходят альбомы его камерных джазовых составов, где он, помимо привычного альт-саксофона играет на теноре, на скрипке и на трубе. Проходят премьеры его композиторской музыки - самая знаменательная из которых - исполнение Лондонским Филармоническим оркестром его симфонической поэмы Skies of America - Небо Америки .

В начале 70-х признанный классик свободного джаза совершает еще один резкий поворот. Он обращается к африканской музыке и записывается со знаменитыми Master Musicians of Jujuka, которых в горах Марокко еще в начале 60-х обнаружили поэты-битники Брайон Гайсин (Bryon Gysin) и Уильям Берроуз (William Burroughs), а для поп-мира открытых благодаря энтузиазму влюбившегося незадолго до своей смерти в их музыку роллинга Брайана Джоунса (Brian Jones).

Стена звука, создаваемая пронзительными духовыми и сплошным рокотом барабанов Мастеров-музыкантов Джуджуки и альт-саксофоном Орнетта Коулмена. Эта запись появилась на вышедшем в 1977 году альбоме Dancing in Your Head - Танцы у тебя в голове , знаменовавшим переход Орнетта вслед за Майлсом Дэвисом в новый этап - к электрической музыке. Он создает группу Prime Time, а свой новый стиль называет гармолодика (harmolodics), утверждая, правда, что гармолодические идеи зародились у него еще в 50-е годы.

Переход к электроинструментам у Орнетта привел не к размытой музыкальной психоделии, как это было у Майлса, а к жесткому фанку. При этом он не утратил ни характерного отрывистого мелодизма, ни раскованной импровизационной свободы.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Самба, Боссанова

60-е годы ознаменовались началом новой эпохи увлечения латино-американской музыки. На этот раз веяние пришло из Бразилии, страны, где говорят не на ...

А. Козлов - «Прохладный» джаз (Cool Jazz)

В наше время словом «кул» (cool) молодые люди называют все модное, небанальное, достойное внимания. Применительно к джазу этот, ставший жаргонным, т...

Third stream

Термин третье течение (third stream) был введен критиком Джоном Уилсоном. Он обозначил альтернативу, а точнее - варианты синтеза первого и второго...

Smooth-Jazz

На примере анализа этого направления мы коснемся в начале одной немаловажной проблемы, с которой сталкивается простой любитель музыки, читающий разл...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз история - Открытая музыка: Орнетт Коулмен

Легенды джаза:

Галактический гуро, в лице Херби Хэнкока!

News image

Здравствуйте, не усидев на месте, мне захотелось Вас поближе познакомить с таким музыкантом как Херби Хэнкок, многим он знаком по композиц...

Биография Мишеля Петручиани (Michel Petrucciani)

News image

Год рождения: 28 декабря 1962 года Место рождения: Монпелье (Montpellier), Франция (France) Умер: 6 января 1999 в Париже, Франция. ...

Новые впечатления:

Âme - Âme

Лейбл: Sonar Kollektiv Формат: CD Страна: Германия Дата выпуска: 11 октября 2004 Стиль: Electro, Deep House, Minimal Трек-лист: 1....

Slaumm & Myod - Brasil Winter (Radio edit)

Бывает так, что ошибки делают трек интересней. – Coca Bonga Совместный трек с непревзойденными музыкантами и экспериментаторами, группой Myod . Р...

Авторизация

It only takes 2 minutes -