KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАОдин из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-хНичто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отмененКризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Трудно представить себе, что еще менее полувека назад эта мирная, мелодичная, по сегодняшним меркам гладкая и вполне традиционная музыка воспринималась как ломка устоев, ниспровержение традиций, покушение на основы джаза, крутой авангард или, как пренебрежительно называли фри-джаз на русском джазовом сленге - собака. Это было соло Дона Черри (Don Cherry) из записанной в 1959 году пластинки Орнетта Коулмена (Ornette Coleman) Tomorrow is the Question. - одна из первых записей тогда еще молодого 23-летнего трубача. В этом месяце исполняется 10 лет со дня смерти этого замечательного, и, на мой взгляд, недооцененного в истории джаза музыканта, и в связи с этой скромной датой Открытая музыка бросит взгляд на судьбу Дона Черри.
А это уже одна из последних записей Дона Черри из его вышедшего в 1990 году альбома со смешным, но очень точным названием Multikulti - на прочно сохранившуюся здесь джазовую основу наложились многочисленные мультикультурные влияния, до которых Черри был столь охоч. Он один из тех джазменов, кто первым, задолго до того как мультикультурный подход вошел в моду, стал интересоваться разнообразными этническими культурами, и его с полным правом называют одним из отцов world music.
Уроженец провинциальной Оклахомы, наполовину черный, наполовину индеец, Черри рос в Лос-Анджелесе, где в 1957 году и познакомился с выведшим его в большой джаз Коулменом. Он играл на всех эпохальных коулменовских пластинках конца 50-х начала 60-х годов, а дебютной записью под собственным его именем стал альбом под звучным названием Авангард . Собственно это пластинка двух лидеров - Дона Черри и Джона Колтрейна. На басу Чарли Хейден, на барабанах Эд Блэквелл. Запись 1960 года
Подлинным прорывом для Черри стала записанная им для знаменитой фирмы Blue Note в 1965 альбом Complete Communion, ставший первой записью открытого Черри аргентинского саксофониста Леандро Гато Барбьери (Leandro Gato Barbieri). Мощный звук тенор-саксофона Барбьери контрастировал с высоким парящим звуком корнета Дона Черри.
Корнет - уменьшенная разновидность трубы, редкий инструмент, применявшийся в военных духовых оркестрах - стал фирменным звуком Черри. Он называл его pocket trumpet - карманная труба - и название так и закрепилось. Complete Comminion - один из первых примеров спонтанной импровизации в джазе. Не случайно название альбома переводится как Полное слияние . Это пусть исполнения в котором каждый звук обладает полнотой эмоции и цвета, все они связаны единым целым, что мы и называем - полное слияние - говорил об этой записи сам Черри.
К концу 60-х совсем еще молодой Дон Черри - ему едва перевалило за 30 - превратился в ведущую фигуру уже к тому времени прочно ставшего на ноги свободного джаза. На его счету были выступления и записи в составах Орнетта Коулмена, Джона Колтрейна, Альберта Айлера, Джорджа Рассела. Он стал одним из основателей легендарного квинтета New York Contemporary Five, а в 1973 году знаменитый польский композитор Кшиштоф Пендерецки именно Черри пригласил для создания своего первого и единственного опыта по соединению академического и джазового авангарда.
Ключевую роль в нью-йоркской новоджазовой сцене рубежа 60-х и 70-х играла так называемая Jazz Composers Orchestra Association - Ассоциация Оркестра джазовых композиторов. Не только музыкальный, но и творческий организационный союз, JCOA стал первым независимый лейблом новой музыки, сыграл огромную роль в становлении самосознании музыкантов и послужил образцом для подобных организаций в Англии, в Германии, Голландии, а позже и в России. В состав оркестра входили крупнейшие музыканты нового джаза, и каждый новый альбом представлял собой монументальный проект под руководством одной особо значимой фигуры - Сесила Тейлора, Карлы Блей, Майкла Мантлера.
В 1970 Дону Черри была заказана крупная композиция и в 1973-м оркестр под его руководством записал Relativity Suite - Сиюту относительности .
Черри стал все более и более явственно проявлять интерес к тогда еще экзотическим и малоизведанным неевропейским музыкальным культурам.
Сейчас, - говорил он еще в 66 году - весь мир можно привнести в одну комнату, и именно этой своей способностью к единству мировых культур привлекает меня джаз .
В середине 70-х - более чем за десятилетие до появления термина world music - Дон Черри стал инициатором одной из первых групп, пошедших по пути синтеза различных этнических музыкальных культур и джаза. Он пригласил игравшего ранее в группе Oregon ситариста Колина Уолкотта (Colin Walcott), который к тому же владел еще и гигантским набором других экзотических инструментов, и великолепного бразильского перкуссиониста Нану Воскончелоса (Nana Vascocelos). По начальным буквам имен составивших его музыкантов трио получило название Codona, и первый же их альбом на немецкой фирме ЕСМ произвел в джазовом мире сенсацию.
Было бы ошибкой, однако, предположить, что с увлечением музыкальной экзотикой Черри забыл старый добрый джаз. Тому же Коулмену посвящен еще один замечательный проект Дона Черри - Old and New Dreams ( Сны старые и новые ). Это, по сути дела, воссозданный в 80-е годы классический коулменовскйи квартет конца 50-х годов с Доном Черри, Чарли Хейденом (Charlie Haden) на басу, Эдом Блэкуэллом (Ed Blackwell) на барабанах, а вот роль Коулмена на тенор-саксофоне играет его старый соратник Дьюи Редман (Dewey Redman).
Читайте: |
---|
Jazz-rockПервоначальное определение джаз-рока было наиболее ясным: сочетание джазовой импровизационности с энергетикой и ритмами рок-музыки. Вплоть до 67 г... |
ФьюжнДля наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизационность, сочетающаяся с композиционными решениями, использование гармонических и ри... |
BebopДжазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными и... |
Электрический джазИспользование электронных преобразователей звука и синтезаторов оказалось чрезвычайно привлекательным для музыкантов, находящихся, прежде всего, на ... |
Олег Лундстремнародный артист России, лауреат Государственной премии РФ, руководитель старейшего в мире джазового оркестра 1916. 2 апреля в г. Чит... |
Chick Webb - Маленький гигант большого джазаКогда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился... |
Февраль 2010: Европа джазуетПосле достаточно спокойного января, когда появилось совсем немного новых интересных джазовых дисков (П.Мэтини, Хироми, Мэйса, Д.Сэнборн), в феврале ... |
4 Hero - Creating PatternsЛейбл: Talkin' Loud Classics Формат: CD, Album Страна: Великобритания Дата выпуска: 2006 Стиль: Breakbeat, Future Jazz |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |