KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАОдин из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-хНичто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отмененКризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Новый джаз - Впечатления о прослушанном
Так получилось, что музыканты разных жанров живут в разных музыкальных мирах. Академисты в своём, джазмены в своём, и народники в своём. И каждый музыкальный мир так самодостаточен, что музыканты разных жанров мало интересуются тем, что происходит у соседей. Но вот что интересно, если академисты и народники востребованы во всём мире и выступают во всех столицах, то наших джазменов-мейнстримщиков, практически не никуда не зовут. И выход из этого заколдованного круга нашли музыканты «Moscow Art Trio» (М. Альперин ф-но, А. Шилклопер валторна, С. Старос-тин вокал), которые выступают на лучших европейских площадках и записываются в самых известных европейских лейблах. Этот феномен принятия европейцами музыки российских музыкантов зафиксирован на последнем альбоме группы «Moscow Art Trio Live In Holland». В чём же секрет такого успеха «Moscow Art Trio»? На этот вопрос отвечает музыка альбома. Дружина Михаила Альперина в этом проекте сломала стены, отделяющие разные жанры и смогла сплавить в один музыкальный поток академические, джазовые и фольклорные идиомы. И уже в первой композиции «His 33 Years In The Village Of Karacharovo», фортепиано начинает играть фигурации, которые отсылают к лучшим опусам Дебюсси и, в тоже время, – они напоминают бряцание звончатых гуслей.
И вот на этом, мерцающем фоне, разворачивается неторопливый сюжет русской былины об Илье Муромце, которую поёт С. Старостин, владеющий аутентичной манерой исполнения. И всё же самым замечательным образом решена композиция «Easy, When You’re 3 1/2», к которой риф на 9/4 сделан из восходящего гаммаобразного хода, который играет валторна, а в левой руке, фортепиано играет гаммаобразный фанк-бас и на всё это ложиться русская песня «Ой, да вы девки, любушки мои». Но подложить модную фактуру под народную мелодию – это полдела, сейчас только ленивый так не аранжирует. А вся соль в том, как автор сможет развить мелодический потенциал темы в разработке?
И Альперин это делает самым парадоксальным образом, привлекая в разработке такой необычный материал, как протяжную песню, которая звучит на фоне синкопированных аккордов в верхнем регистре, но далее материал взрывается сполохами рваных пассажей, которые приводят к кульминации, построенной на пуанталистических «точечных» синкопированных рисунках, когда рояль трактуется, как бонги, и на нём выстукивают барабанные парадидлы. Очень комично звучит диалог 2-х флейт, которые играя нелепые скачки, трели и морденты, создают образ двух кумушек, которые судачат на завалинке.
Но далее вступает валторна и она, как в каденции классического концерта показывает все мыслимые и немыслимые диапазонные, артикуляционные и технические возможности инструмента. Реприза вновь нас возвращает к первому рифу и к русской песне «про девок». Выходит, что Альперин, вместо джазовой формы – «тема – вариации-импровизации», которая напоминает связку сосисок, создал разработку, которая присуща симфонической крупной форме. Такой музыкальный материал можно встретить в сонатах современных мастеров, таких, как Прокофьев или Шостакович. Известно, что Альперин всегда идёт нетореными путями и прокладывает свой путь по целине, что всегда даёт очень интересный результат, но эта композиция – настоящий шедевр, достойный встать в один ряд с лучшими композициями XXI века.
Необычно решена композиция «Dream». Начинается она с медитативного наигрыша кларнета на педали валторны, которая звучит непрерывно, благодаря использованию приёма «цепного дыхания», которым блестяще владеет Аркадий. Затем вступает Старостин с русской песней «По дому, ходит дрёма». Но вот что интересно, если в интродукции рояль в аккомпанементе создаёт настроение ночного оцепления, то в разработке, соединение синкопированной аккордовой фактуры с «шагающим басом» в левой руке, приводит к мощной кульминации, в которой певец на словах «откопаем ямоньку, закопаем маменьку», с пения срывается на крик, и создаётся потрясающий образ безысходного человеческого горя. И вся эта композиция заставляет нас вспомнить цикл М. Мусоргского «Песни и пляски смерти». И пьеса «Dream», по силе воздействия, соразмерна музыке гениального русского композитора, ибо в ней, как и у Мусоргского в его цикле, создаётся, потрясающий по силе образ блуждания души по фантасмагорическим мирам, созвучный рисункам Гойи.
Композиция «Folk Novel», построенная на молдавском лидийском ладу, (дань Альперина своим молдавским корням) уже давно в репертуаре трио. Но каждый раз восхищаешься тем, как Альперин играет импровизацию на 2-х тактовый гармонический риф.
Начиная с фраз, в ритмическом отношении построенных очень изыскано – с примечанием полиметрии, и далее он начинать играть «подпрыгивающие» фразы молдавского танца дойна. Фантазии Альперина нет границ – это выражается в том, что он постепенно наращивая динамику темп и накал, приходит к кульминации, которую он уже выстукивает по роялю кулаками. Заканчивается композиция скэт-вокалом всего трио, причём в коде Миша переходит на клавишную гармонику и музыканты, выходя на авансцену, переходят на танец, выстукивая ритм башмаками.
И весь диск наполнен таким изобретательными парадоксальными находками музыкантов. Это и валторновый приём игры аккордами, когда музыкант, играя один звук, начинает петь другой и тем самым создаёт резонанс обертонов, в результате чего начинают звучать аккорды. Вот почему, валторна может одна справится с аккомпанементом. (Russian Raga).
Это и приём соединения двух контрастных фактурных: фортепианное арпеджио в высоком регистре, создающее образ «ручейка» и протяжных фраз валторны и певца, от столкновения которых возникает образ огромных пространств, который открывается с только вершины высокой горы. (Talk For Trio). Или соединение жалейки, которая играет фольклорный риф с клавишной гармоникой и на фоне «вытоптывания земли» музыкантами, когда они выбивают ногами рок-грув. (Wed-ding In The Wild Forest).
И конечно нужно отметить тот факт, что сегодня музыканты находятся на пике своих творческих возможностей и показывают феерическую инструментальную технику, при этом поют и одновременно танцуют. И главное, что бывает только в концертном исполнении, музыканты поймали тот кураж, который все пьесы превращает в маленькие шедевры.
И все эти составляющие позволяют сказать, что диск «Moscow Art Trio Live In Holland», можно назвать настоящим событием российского джаза. Что Альперин и его друзья в нём показали, какими путями пойдёт завтра отечественный джаз, что он, вобрав в себя лучшие образцы русской народной и классической музыки, станет в один ряд с шедеврами Паркера и Колтрейна, как в один ряд с операми Моцарта и Бизе встали оперы Чайковского и Мусоргского.
Конечно, некоторые могут возразить, - «Ну музыкальная революция, которую совершило «Moscow Art Trio», - это голословные измышления автора», но чтобы убедиться в том, что это не так, достаточно приобрести этот альбом в клубе «Дом» у м. Новокузнецкая или сходить на концерт трио, который состоится в Доме Музыки 24 ноября, во вторник в 19 часов. И тогда, я уверен, что вы присоединитесь к голландским слушателям диска «Moscow Art Trio Live In Holland», которые, хоть и не понимали русского текста песен, были так потрясены музыкой трио, что трижды заставляли музыкантов бисировать.
Читайте: |
---|
А. Козлов - Фанки-фьюжн (Conceptual Fusion)В середине 60-х годов существовало четкое разделение таких понятий как рок-группа и джазовый ансамбль. Их различали не только по музыкальному содерж... |
Сверяем ответы на вопросе о джазе1. Для начала, пара вопросов о герое дня. Крис Вашбурн создал более двадцати композиций для тромбона и записал более 150 композиций, 17 из которых п... |
CrossoverС постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолине... |
Smooth JazzОпределение smooth перед словом jazz означает «гладкий», тихий, симпатичный, даже беспроблемный. Это направление перенасыщено партиями скрипки и дух... |
Биография Мишеля Петручиани (Michel Petrucciani)Год рождения: 28 декабря 1962 года Место рождения: Монпелье (Montpellier), Франция (France) Умер: 6 января 1999 в Париже, Франция. ... |
Биография Жоао Жильберто (Joao Gilberto)Настоящее имя: Joro Joao Gilberto (Жоро Жоао Жильберто) Дата рождения: июнь 1931 года Место рождения: Juazeiro. Bahia, Brazil Сти... |
Неба ЖителиСостав: Виктория Дариан, Дмитрий Дариан, DJ Juxtapose Место на карте: Россия, Москва Стиль: Acid Jazz, Ambient, Breaks, Chillout, Drum & B... |
Впечатления о прослушанном!Джаз, джаз-рок, фьюжн (ex-USSR) The Shin - Black Sea Fire (2009) Ознакомиться: http://www.theshin-music.com/ Стиль: грузинский джаз-рок, во... |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |