Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Русский джаз из Голландии

Новый джаз - Впечатления о прослушанном

русский джаз из голландии

Так получилось, что музыканты разных жанров живут в разных музыкальных мирах. Академисты в своём, джазмены в своём, и народники в своём. И каждый музыкальный мир так самодостаточен, что музыканты разных жанров мало интересуются тем, что происходит у соседей. Но вот что интересно, если академисты и народники востребованы во всём мире и выступают во всех столицах, то наших джазменов-мейнстримщиков, практически не никуда не зовут. И выход из этого заколдованного круга нашли музыканты «Moscow Art Trio» (М. Альперин ф-но, А. Шилклопер валторна, С. Старос-тин вокал), которые выступают на лучших европейских площадках и записываются в самых известных европейских лейблах. Этот феномен принятия европейцами музыки российских музыкантов зафиксирован на последнем альбоме группы «Moscow Art Trio Live In Holland». В чём же секрет такого успеха «Moscow Art Trio»? На этот вопрос отвечает музыка альбома. Дружина Михаила Альперина в этом проекте сломала стены, отделяющие разные жанры и смогла сплавить в один музыкальный поток академические, джазовые и фольклорные идиомы. И уже в первой композиции «His 33 Years In The Village Of Karacharovo», фортепиано начинает играть фигурации, которые отсылают к лучшим опусам Дебюсси и, в тоже время, – они напоминают бряцание звончатых гуслей.

И вот на этом, мерцающем фоне, разворачивается неторопливый сюжет русской былины об Илье Муромце, которую поёт С. Старостин, владеющий аутентичной манерой исполнения. И всё же самым замечательным образом решена композиция «Easy, When You’re 3 1/2», к которой риф на 9/4 сделан из восходящего гаммаобразного хода, который играет валторна, а в левой руке, фортепиано играет гаммаобразный фанк-бас и на всё это ложиться русская песня «Ой, да вы девки, любушки мои». Но подложить модную фактуру под народную мелодию – это полдела, сейчас только ленивый так не аранжирует. А вся соль в том, как автор сможет развить мелодический потенциал темы в разработке?

И Альперин это делает самым парадоксальным образом, привлекая в разработке такой необычный материал, как протяжную песню, которая звучит на фоне синкопированных аккордов в верхнем регистре, но далее материал взрывается сполохами рваных пассажей, которые приводят к кульминации, построенной на пуанталистических «точечных» синкопированных рисунках, когда рояль трактуется, как бонги, и на нём выстукивают барабанные парадидлы. Очень комично звучит диалог 2-х флейт, которые играя нелепые скачки, трели и морденты, создают образ двух кумушек, которые судачат на завалинке.

Но далее вступает валторна и она, как в каденции классического концерта показывает все мыслимые и немыслимые диапазонные, артикуляционные и технические возможности инструмента. Реприза вновь нас возвращает к первому рифу и к русской песне «про девок». Выходит, что Альперин, вместо джазовой формы – «тема – вариации-импровизации», которая напоминает связку сосисок, создал разработку, которая присуща симфонической крупной форме. Такой музыкальный материал можно встретить в сонатах современных мастеров, таких, как Прокофьев или Шостакович. Известно, что Альперин всегда идёт нетореными путями и прокладывает свой путь по целине, что всегда даёт очень интересный результат, но эта композиция – настоящий шедевр, достойный встать в один ряд с лучшими композициями XXI века.

Необычно решена композиция «Dream». Начинается она с медитативного наигрыша кларнета на педали валторны, которая звучит непрерывно, благодаря использованию приёма «цепного дыхания», которым блестяще владеет Аркадий. Затем вступает Старостин с русской песней «По дому, ходит дрёма». Но вот что интересно, если в интродукции рояль в аккомпанементе создаёт настроение ночного оцепления, то в разработке, соединение синкопированной аккордовой фактуры с «шагающим басом» в левой руке, приводит к мощной кульминации, в которой певец на словах «откопаем ямоньку, закопаем маменьку», с пения срывается на крик, и создаётся потрясающий образ безысходного человеческого горя. И вся эта композиция заставляет нас вспомнить цикл М. Мусоргского «Песни и пляски смерти». И пьеса «Dream», по силе воздействия, соразмерна музыке гениального русского композитора, ибо в ней, как и у Мусоргского в его цикле, создаётся, потрясающий по силе образ блуждания души по фантасмагорическим мирам, созвучный рисункам Гойи.

Композиция «Folk Novel», построенная на молдавском лидийском ладу, (дань Альперина своим молдавским корням) уже давно в репертуаре трио. Но каждый раз восхищаешься тем, как Альперин играет импровизацию на 2-х тактовый гармонический риф.

Начиная с фраз, в ритмическом отношении построенных очень изыскано – с примечанием полиметрии, и далее он начинать играть «подпрыгивающие» фразы молдавского танца дойна. Фантазии Альперина нет границ – это выражается в том, что он постепенно наращивая динамику темп и накал, приходит к кульминации, которую он уже выстукивает по роялю кулаками. Заканчивается композиция скэт-вокалом всего трио, причём в коде Миша переходит на клавишную гармонику и музыканты, выходя на авансцену, переходят на танец, выстукивая ритм башмаками.

И весь диск наполнен таким изобретательными парадоксальными находками музыкантов. Это и валторновый приём игры аккордами, когда музыкант, играя один звук, начинает петь другой и тем самым создаёт резонанс обертонов, в результате чего начинают звучать аккорды. Вот почему, валторна может одна справится с аккомпанементом. (Russian Raga).

Это и приём соединения двух контрастных фактурных: фортепианное арпеджио в высоком регистре, создающее образ «ручейка» и протяжных фраз валторны и певца, от столкновения которых возникает образ огромных пространств, который открывается с только вершины высокой горы. (Talk For Trio). Или соединение жалейки, которая играет фольклорный риф с клавишной гармоникой и на фоне «вытоптывания земли» музыкантами, когда они выбивают ногами рок-грув. (Wed-ding In The Wild Forest).

И конечно нужно отметить тот факт, что сегодня музыканты находятся на пике своих творческих возможностей и показывают феерическую инструментальную технику, при этом поют и одновременно танцуют. И главное, что бывает только в концертном исполнении, музыканты поймали тот кураж, который все пьесы превращает в маленькие шедевры.

И все эти составляющие позволяют сказать, что диск «Moscow Art Trio Live In Holland», можно назвать настоящим событием российского джаза. Что Альперин и его друзья в нём показали, какими путями пойдёт завтра отечественный джаз, что он, вобрав в себя лучшие образцы русской народной и классической музыки, станет в один ряд с шедеврами Паркера и Колтрейна, как в один ряд с операми Моцарта и Бизе встали оперы Чайковского и Мусоргского.

Конечно, некоторые могут возразить, - «Ну музыкальная революция, которую совершило «Moscow Art Trio», - это голословные измышления автора», но чтобы убедиться в том, что это не так, достаточно приобрести этот альбом в клубе «Дом» у м. Новокузнецкая или сходить на концерт трио, который состоится в Доме Музыки 24 ноября, во вторник в 19 часов. И тогда, я уверен, что вы присоединитесь к голландским слушателям диска «Moscow Art Trio Live In Holland», которые, хоть и не понимали русского текста песен, были так потрясены музыкой трио, что трижды заставляли музыкантов бисировать.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Cobbletone Jazz

Музыкальный стиль Cobbletone Jazz – это фьюжн элементов электроники и живой игры. Cobblestone - весьма необычное явление для нашего времени – они ду...

Театр менестрелей

Американская народная музыки прошлых столетий в известной степени тоже была явлением синтеза белых и черных традиций, т.к. зерна из хранилища уже су...

Джаз. Термины

Nu jazz - собирательный термин, возникший в конце 90-х годов и объединяющий музыку, сочетающую джаз с элементами других стилей, прежде всего фанк и ...

А. Козлов - “Интеллектуальный” или “модальный” джаз

В данной статье я обращаюсь к особой разновидности джаза, отличающейся от ряда многих его видов чем-то неуловимым, трудно формулируемым. Сам термин ...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Впечатления о прослушанном - Русский джаз из Голландии

Легенды джаза:

Оркестр Олега Лундстрема

News image

Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема имеет уникальную историю. Это самый долгоиграющий биг-бенд в мире, что...

Биография Рэя Чарльза (Ray Charles)

News image

Настоящее имя: Рэй Чарльз Робинсон Дата рождения:23 сентября 1930 года в США, Элбани, штат Джорджия, Инструменты: Пианино, саксофон,...

Новые впечатления:

Acoustic Alchemy

Страна: Англия Жанр: Jazz, New Age http://www.acoustic-alchemy.net/ Гитаристы Ник Вебб и Грег Кармайкл в 80-х и 90-х годах прошлого столети...

Алексей Чистилин - Your holiday - Симпатично! – Ze

Давно такой музыки на промо не встречал... Вспомнились времена, когда ходил на репетиции джаз-банды (сам я там не участвовал, просто созерцал со ст...

Авторизация

It only takes 2 minutes -