Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Кенни Кларк

Классика джаза - Классика джаза

кенни кларк

Кенни «Клук» Кларк (Kenny «Klook» Clarke)(9.01.1914-26.01.1985), пионер стиля бибоп, родился 9-го января 1914-го года в Питтсбурге – городе, который подарил джазовому миру не один десяток талантливых музыкантов. Маленький Кларк, творчески вызревая в благоприятной атмосфере музыкальной семьи, рос настоящим мультиинструменталистом. Он играл на вибрафоне, тромбоне и фортепиано. Но позже его выбор пал на детскую мечту всех мальчуганов – барабаны.

Первым, по-настоящему серьёзным опытом работы стало участие Кларка в коллективах Лероя Брэдли (Leroy Bradley), Роя Элдриджа (Roy Eldridge) и в Jeter-Pillars бэнде. Вскоре, вместе с биг-бэндом Эдгара Хэйеса (Edgar Hayes), состоялась дебютная запись Кларка, которая подтверждает, что в свои 23 свинговать он умеет... Именно с оркестром Хэйеса, в рамках турне, музыкант и увидел Европу.

По возвращении ударник присоединяется к оркестрам Клода Хопкинса (Claude Hopkins) и Тедди Хилла (Teddy Hill), а после получает ангажемент на выступления в клубе «Minton's Playhouse», расположенном на 118-й стрит в Гарлеме, куда также захаживал в качестве исполнителя чудаковатый и пока малоизвестный пианист – Телониус Монк (Thelonious Monk)… Несмотря на достаточно изнурительную работу, музыканты почти всегда оставались на, следующие за оплачиваемым выступлением, многочасовые джемы, за которые они не получали ни копейки. Но разве это было важно?.. Тогда в силу вступала другая валюта – похвала коллег и одобрительные «yeah», доносящиеся из зала. Именно там, на ночных сейшенах, и раскачивалась колыбель бибопа…

Кенни Кларк, без преувеличений, знаковая персона, в какой-то мере икона стиля для последующих поколений ударников джаза. Именно Кларк сместил акценты с бас-бочки, до него служившей для удержания ритма (баддиричиевское «бум бум бум»), на тарелки. И одновременно с этим освободил левую руку для придания музыке большей синкопированности и вместе с тем большей расслабленности. Барабанщик даже написал серию уроков для оттачивания собственной манеры игры. И в одном из пассажей была рассмотрена комбинация из удара по ободку малого барабана и последующем ударе по басовой бочке. Этот приём вызывал характерный звук – «klook-mop». Как вы догадались, именно это и легло в легенду прозвища музыканта. В 1946-ом году оно было увековечено записью Диззи Гилеспи (Dizzy Gillespie), Кларк на ударных. Называлась она «Oop Bop Sh'Bam», скэтовая лирика которой замыкалась на забавном соединении звуков, вторивших барабанам – «oop bop sh'bam a klook a mop»… Что примечательно – в игре Кларка, которая была идеальной опорой для солистов, напрочь отсутствовали соло в стандартном понимании этого слова, однако, между партиями музыкантов, он «бросал бомбы» совершенно иррациональной музыки с рваным ритмом.

За время выступлений в «Minton's Playhouse» Кларк много записывается – преимущественно как «штатный» ударник Savoy Records. Когда большинство резидентов оставили клуб в пользу участия в других проектах, Кенни не стал исключением и совместно с молодым пианистом и композитором Джоном Льюисом (John Lewis), вибрафонистом Милтом Джексоном (Milt Jackson) и басистом Перси Хитом (Percy Heath) основывает Modern Jazz Quartet. Сейчас MJQ ассоциируется с так называемым «chamber», камерным джазом, включающим элементы классической, барочной музыки. В качестве участника квартета Кларк оставался до 1955-го года. Уже в это время он подумывал о переезде в Париж, куда через год и переберётся окончательно.

Каковы причины такого шага? Пожалуй, лучше самого Кларка на этот вопрос не ответит никто, поэтому следует привести несколько цитат музыканта, переданных американским критиком – Айром Гитлером (Ira Gitler). Как уже говорилось, в середине 50-х музыкант мигрирует во Францию, где он до этого был не единожды, ради «лучшего, надёжного существования». Не в смысле количества денег. По правде, он скучал за Нью-Йорком, очень скучал: «С точки зрения достатка всё было в порядке. Но было нечто, мешавшее мне, то, что я бы хотел навсегда стереть из своих мыслей. Люди стремятся к разным вещам, мне же хотелось лишь мира и спокойствия… и, конечно, денег».

С годами накопившаяся усталость, безусловно, не могла не сыграть решающей роли. Однажды Кларк отказался от совместной работы с Майлзом Дэвисом (Miles Davis), который всегда хотел видеть рядом с собой только лучших музыкантов и знал, где их искать: «Как-то Майлз постучал ко мне, но я сказал девочке, которая была в комнате, пусть передаст, что меня нет. Но он не унимался: ‘Клук! Клук! Я знаю, что ты там, открой!’. У меня даже в мыслях не было идти на это выступление. Я записывался для Savoy практически каждый день. Я устал».

Как-то вечером, в 1955-ом году, Кенни собирался посмотреть спектакль с участием французского шансонье Мориса Шевалье (Maurice Chevalier) и ему показался знакомым затылок дирижёра. «Когда он повернулся лицом, - говорит Кларк, - без сомнений, это был Мишель Легран (Michel Legrand). В тот же вечер я позвонил ему и мы договорились встретиться на Basin Street East. Там я работал с пианистом Файнеасом Ньюборном (Phineas Newborn). Я рассказал ему, как устал от Нью-Йорка. Он ответил, что может помочь с работой в биг-бэнде его дяди Жака Элиана (Jacques Helian). Я согласился. И уже через месяц Мишель прислал мне билет на самолёт».

Не лишним будет упомянуть и гражданские настроения афроамериканцев в ранних 50-х. В то время многие из них меняли имена на мусульманские. Как пример – Ахмад Джамал (Ahmad Jamal), принявший ислам в 21 год. Кларк, чьё имя теперь стало Liaqat Ali Salaam, не стал исключением. И причина тому не только в религиозности. В полицейских карточках они теперь проходили как мусульмане, а не «цветные», как это было раньше…

С точки зрения творческой свободы Франция, да и Европа в целом, были несколько привлекательнее Америки. К тому же, была вполне реальная возможность записываться с такими же, как и Кларк, эмигрантами. Да и на гастроли приезжало немало его коллег. Таким образом и было сформировано, уже в Париже, весьма успешное трио – «The Bosses» в составе Кенни, Бада Пауэлла (Bud Powell) и Пьерра Мишелота (Pierre Michelot).

В начале 60-х, совместно с бельгийским пианистом Фрэнси Боландом (Francy Boland) будет сформирован биг-бэнд (и это в эпоху расцвета комбо!), в состав которого, кроме других участников из Европы и Америки, входили тенор-саксофонисты Джонни Гриффин (Johnny Griffin) и Ронни Скотт (Ronni Scott). Биг-бэнд просуществовал около одиннадцати лет, будучи монополистом на европейском музыкантом рынке. Впрочем, таковым его сделали сами слушатели.

До конца своей жизни Кенни Кларк был верен той музыке, которая нравилась ему. Он не был конъюнктурным музыкантом, хаотично порхая меж стилями и течениями. Ведь настоящая музыка возникает не на подушечках пальцев, и даже не на концах барабанных палочек. Она «идёт от сердца». Слушая игру Клука, с этим сложно не согласиться.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Big Band

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый биг-бендом...

Jazz-rock

Первоначальное определение джаз-рока было наиболее ясным: сочетание джазовой импровизационности с энергетикой и ритмами рок-музыки. Вплоть до 67 г...

Джазовый авангард – время расцвета

Вторая половина 60-х годов - замечательный период в истории культуры ХХ столетия. Это было время расцвета самых разных идей, время смешения и взаимо...

Jazz-Rap

Стиль jazz-rap был попыткой соединить вместе афро-американскую музыку прошлых десятилетий с новой доминирующей формой настоящего, что позволило бы о...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Классика джаза - Кенни Кларк

Легенды джаза:

Кенни Кларк

News image

Кенни «Клук» Кларк (Kenny «Klook» Clarke)(9.01.1914-26.01

Oscar Peterson – so mine and do hope yours as well

News image

Об Оскаре можно говорить долго и интересно, но Музыка его озадачивает, радует лучше и глубже всего. Хочу избежать лишних слов, необратимо ...

Новые впечатления:

Slaumm & Myod - Brasil Winter (Radio edit)

Бывает так, что ошибки делают трек интересней. – Coca Bonga Совместный трек с непревзойденными музыкантами и экспериментаторами, группой Myod . Р...

4 Hero - Creating Patterns

Лейбл: Talkin' Loud Classics Формат: CD, Album Страна: Великобритания Дата выпуска: 2006 Стиль: Breakbeat, Future Jazz Треклист: 1...

Авторизация

It only takes 2 minutes -