Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Определение джаза

Классика джаза - Джаз, понятия, термины

определение джаза

Этот исторический эскурс в историю не преследует цель всестороннего исследования или освещения всех аспектов джаза, его сущности, форм и способов функционирования. Он скорее предназначен в помощь тем, кто начинает знакомиться с этой областью музыки, для первоначальной ориентации в истории и стилистике джаза, а также в действующих лицах этой истории. Разумеется, в начале этой статьи должно было стоять определение джаза, устоявшееся и принимаемое большинством тех, кто профессионально или на уровне знатока-любителя интересуется предметом. Однако, как ужу было сказано, такого универсального определения не существуют. Неудачи в этом плане связаны, в первую очередь, с невероятной скоростью развития джаза в течение всего времени его существования, которое насчитывает около 100 лет. Меняется стилистика этой музыки, диапазон художественно-смыслового наполнения, социальный статус джаза, культурно-территориальное бытование, соотношения с другими искусствами. Более того, на разных этапах его развития могли быть верным буквально противоречащие друг другу определения.

Начало истории джаза, крепко связанное с его национально-культурными и социально-географическими корнями, вызвало целую серию представлений о нем, как о стилевой общности музыкальной деятельности, имеющей афроамериканское происхождение, импровизационную сущность и т.н. свинговый характер. Это определение часто расширялось путем перечисления характерных стилевых и жанровых норм, которые ограничивали джаз строгими рамками. Постепенно джаз вышел из традиционно-расовых рамок, затем перешел к профессиональной и, параллельно, к развлекательной функции. Позже он стал вовлекать в свой круг глубокие художественно-эстетические задачи, потерял, в значительной степени, широкую аудиторию, вступил в процесс интеграции с пограничными видами музыки, наконец, включил в свой обиход все мировые музыкальные языки. В результате старые определения джаза потеряли смысл. Разумеется, значительные массы любителей джазовой традиции апеллируют к довольно безответственным высказываниям о джазе, как о консервативном виде хорошо знакомого им музыкального действа (см. Введение). Но постоянная попытка определять джаз через его происхождение, в том числе и самими носителями этого искусства, приводит к действительным противоречиям с реальной музыкальной практикой, вызывает представление о нем, как об устаревшей, хотя и не простой музыке, не отвечающей музыкальным потребностям творчески настроенной молодежи. В результате значительная часть аудитории отторгается от джаза .

Спектр интуитивных представлений у разных частей нашего общества о джазе весьма широк. Он складывается, например, у старшего поколения из воспоминаний ностальгического характера о танцевальных оркестрах их молодости, именовавшихся тогда джазами . Другая часть любителей сформировала представления о нем, как о музыкальном андерграунде, ассоциирующимся с полуподпольными джаз-клубами 60-х и передачами Голоса Америки . У академических музыкантов и близкой к ним публики джаз является вариантом циркового представления с игрой без нот - фокус сложный, но не представляющий ценности в рамках мировой культуры. Особое отношение к джазу формируется средствами массовой информации, уровень компетентности которой по отношению к нему за редким исключением стремится к нулю. Наконец, в силу, видимо, коммерческих соображений, в джазовой радиополитике доминируют развлекательные направления (smooth jazz, acid), которые обозначены в качестве единственных представителей современного джаза.

Исходя из исторических реалий джазового процесса, его существования в самом широком виде на концертной эстраде, фестивалях, в звукозаписи, процессе обучения и т.д., попытка определить это явление должна исходить из самых общих черт интуитивно понимаемого процесса, не ограничивая его рамки, как в настоящее время, так и в ближайшем будущем. Такого рода дефиниции существуют, и одна из них, принадлежащая А.Н.Баташеву, гласит следующее: Джаз - разновидность музыкально-импровизационного искусства, объединившая в органическом единстве традиции музыкальных языков и культур разных народов Земли . По-видимому, к этому определению необходимо добавить творческую доминанту , после чего оно станет вполне рабочим. Тем не менее, оно требует некоторых пояснений.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Джаз. Термины

Nu jazz - собирательный термин, возникший в конце 90-х годов и объединяющий музыку, сочетающую джаз с элементами других стилей, прежде всего фанк и ...

World Jazz

Всемирный джаз (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или всемирной музыки (World Music), с...

Smooth Jazz

Определение smooth перед словом jazz означает «гладкий», тихий, симпатичный, даже беспроблемный. Это направление перенасыщено партиями скрипки и дух...

Фри-джаз

В начале 60-х годов очередной виток развития джазовых стилей был обусловлен, в значительной мере, усилением расового самосознания негритянских музык...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз, понятия, термины - Определение джаза

Легенды джаза:

Биография Нэт Кинг Коула (Nat King Cole)

News image

Настоящее имя: Натаниэль Адамс Коулс (Nathaniel Adams Cole) Родился: 17 марта 1917 в Монтгомери, Алабама (Montgomery, AL) Умер: 15 ф...

Oscar Peterson – so mine and do hope yours as well

News image

Об Оскаре можно говорить долго и интересно, но Музыка его озадачивает, радует лучше и глубже всего. Хочу избежать лишних слов, необратимо ...

Новые впечатления:

Неба Жители

Состав: Виктория Дариан, Дмитрий Дариан, DJ Juxtapose Место на карте: Россия, Москва Стиль: Acid Jazz, Ambient, Breaks, Chillout, Drum & B...

Март 2010: ЕСМ Records и другие джазовые конюшн

Начну обзор мартовских джазовых релизов опять со Старого Света: расположенная в Мюнхене, европейская империя джазовой индустрии изысканных альтернат...

Авторизация

It only takes 2 minutes -