KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА![]() Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-х![]() Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен![]() Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Классика джаза - Джаз, понятия, термины
Эпоха больших оркестров способствовала появлению большого числа великолепных солистов, имеющих высокопрофессиональную подготовку. Они выступали не только с оркестрами, но и в малых составах. В число этих музыкантов входят кларнетисты Бенни Гудмен, Арти Шоу, Джимми Дорси, трубачи Кути Уильямс (Cootie Williams), Харри Джеймс, Рой Элдридж (Roy Eldridge), саксофонисты Коулман Хокинс, Лестер Янг (Lester Young), Джонни Ходжес (Johnny Hodges), Бенни Картер, пианисты Тедди Уилсон (Teddy Wilson), Эрл Хайнс, Фэтс Уоллер, ударники Биг Сид Кэтлетт ( Big Sid Catlett), Джин Крупа и многие другие. Центром выступлений высокопрофессиональных музыкантов 30-х годов стали многочисленные клубы на 52-й улице в Нью-Йорке, эти клубы и сама улица стала символом свинга . В этих клубах сформировался также тип ансамбля комбо , недорогого и состоящего из 5 - 6 музыкантов; этот тип состава с 2 - 3 духовыми перешел затем по наследству в стиль бибоп .
В определенной степени появление малых составов эпохи свинга стимулировал успех трио Бенни Гудмена в 1935 году. В него входили пианист Тедди Уилсон и ударник Джин Крупа. Позднее Гудмен практиковал выделение в концертах малых составов, в которые входили солисты высокого уровня, в том числе и взятые напрокат из других оркестров. В этих составах играли вибрафонист Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton), гитарист Чарли Крисчен (Charlie Christian), трубач Кути Уильямс. Малые составы образовывали музыканты Дюка Эллингтона - саксофонист Джонни Ходжес, кларнетист Барни Бигард, Кути Уильямс.
В 30-е годы происходит процесс перераспределения роли инструментов в ансамбле. На лидирующее место перемещается саксофон, который отсутствовал в начальной истории джаза. Первые шаги по использованию инструмента делали, в основном, белые музыканты. Но в эпоху свинга на первый план выдвигаются чернокожие саксофонисты. При огромном числе саксофонистов очень высокого уровня стоит особо отметить выдающуюся роль двух музыкантов - Коулмана Хокинса, вышедшего из оркестра Флетчера Хендерсона, и Лестера Янга, участника оркестра Каунта Бэйси. Оба музыканта представляют в некотором смысле разные полюса джаза. Хокинс, которого часто называют отцом тенор-саксофона, отличался особым широким, объемным звуком. Его манера игры характеризовалась щедрым использованием гармонических возможностей. Начиная с 1939 года, после пятилетнего пребывания в Европе, Хокинс зарабатывает себе титул лучшего исполнителя джазовых баллад. В противоположность ему, Лестер Янг отличался интравертным звучанием, его импровизации развивались линеарно, его звук был почти потусторонним, а ритмика в значительной степени свободна. Именно он ввел в обиход словечко кул (прохладно), которое спустя десяток лет обозначило целый джазовый стиль. Оба музыканта имели множество последователей, что породило противоборство двух стилей, воплощавшихся в новых поколениях саксофонистов.
Наконец, в период свинга особое развитие получило общение джазменов под названием джем-сешн (хотя на деле оно происходило и раньше, еще во времена Нового Орлеана). Обычно под этим подразумевается непринужденная творческая встреча джазовых музыкантов в узком кругу своих коллег и друзей, в течение которой они импровизируют на темы каких-либо известных мелодий для собственного удовольствия и для обмена опытом, не преследуя каких-то коммерческих целей. Основой их общения и взаимопонимания является так называемое условие трех Т: выбор Темы, Тональности и Темпа исполнения. Наиболее популярными среди музыкантов джем-сешнс стали именно в период свинга и проводились, как правило, по ночам после их основной работы в биг-бэндах, где они ежедневно играли одни и те же аранжировки. Такие встречи по гамбургскому счету являлись демонстрацией исполнительского мастерства и изобретательности джазменов - это было соперничество, конкурс, кто кого переиграет, и подобные творческие лаборатории стали потом спонтанной базой для возникновения современного джаза (стиль боп ). Такая форма свободного коллективного или сольного музицирования начисто исключает предварительную аранжировку, как правило, и использует только риффы и бэкграунд (помимо самих соло). Впоследствие джем-сешнс стали записывать на пластинки и даже проводить их на публике во время заключительных концертов джазовых фестивалей во всем мире.
В эпоху биг-бэндов особая роль отводилась вокалистам. Каждый оркестр стремился иметь у себя одного-двух певцов, многие из которых становились лицом бэнда. Характер пения был разным - от экстатического, крикообразного шаутс , характерного для блюзового вокалиста Джимми Рашинга (Jimmy Rushing), выступавшего с оркестром Каунта Бэйси, до крунинга - тихого, интимного пения, характерного для Фрэнка Синатры (Frank Sinatra), дебютировавшего в начале 40-х в оркестре Томми Дорси. Появилось много талантливых исполнителей, имена которых блистали и в постсвинговую эпоху. Среди них Бинг Кросби (Bing Crosby), Боб Эберли (Bob Eberley), Перри Комо (Perry Como), Джек Тигарден (Jack Teagarden). Еще больше возникло певиц, как негритянских, так и белых. С оркестром Арти Шоу выступала легендарная Билли Холидей (Billie Holiday), Чик Уэбб (Chick Webb) ангажировал юную Эллу Фитцджеральд,продолжают выступать Милдред Бейли (Mildred Bailey) и Этель Уотерс (Ethel Waters). В начале 40-х годов появляются Анита О'Дэй (Anita O'Day), Пегги Ли (Peggy Lee), Джун Кристи (June Christy), Лина Хорн (Lena Horne).
Читайте: |
---|
Smooth-JazzНа примере анализа этого направления мы коснемся в начале одной немаловажной проблемы, с которой сталкивается простой любитель музыки, читающий разл... |
Биг-бэндыПроцесс возникновения биг-бэндов нового типа и их популярность далеко не всегда соответствовали друг другу. Одним из самых популярных стал оркестр ... |
HardBopВ противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов ... |
Hot JazzГорячим джазом принято считать музыку новоорлеанских пионеров второй волны, чья наивысшая творческая активность совпала с массовым исходом новоорлеа... |
Галактический гуро, в лице Херби Хэнкока!![]() Здравствуйте, не усидев на месте, мне захотелось Вас поближе познакомить с таким музыкантом как Херби Хэнкок, многим он знаком по композиц... |
Джазмены о джазменах: Чарльз Мингус о Чарли Паркер![]() Джазмены о джазменах, творец о творце - это отдельная история, и, наверное, всем понятно - почему ... Ниже позволим себе привести пару ... |
Михаэль Рэйнбот и его COMPOSTЦитата: Михаэль Рейнбот (Michael Reinboth) – завзятый меломан, великолепный журналист, диск-жокей, участник проектов Beanfield, Knowtoryus, Moon Ma... |
Февраль 2010: Европа джазуетПосле достаточно спокойного января, когда появилось совсем немного новых интересных джазовых дисков (П.Мэтини, Хироми, Мэйса, Д.Сэнборн), в феврале ... |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |