KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАОдин из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-хНичто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отмененКризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Классика джаза - Джаз, понятия, термины
В начале 40-х годов многие творческие музыканты начали остро ощущать застой в развитии джаза, возникший из-за появления огромного числа модных танцевально-джазовых оркестров. Они не стремились к выражению истинного духа джаза, а пользовались тиражированными заготовками и приемами лучших коллективов. Попытка вырваться из тупикового состояния была предпринята молодыми, в первую очередь - нью-йоркскими музыкантами, к числу которых можно отнести альт-саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker), трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), ударника Кенни Кларка (Kenny Clarke), пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk). Постепенно в их экспериментах стал вырисовываться новый стиль, получивший с легкой руки Гиллеспи название бибоп или просто боп . По его легенде это название образовалось как сочетание слогов, которыми он напевал характерный для бопа музыкальный интервал - блюзовую квинту, появившуюся в бопе в дополнение к блюзовым терции и септиме.
Новый стиль, возникший в качестве противопоставления коммерческому свингу , разумеется, не появился из ниоткуда. Его рождение было подготовлено творчеством музыкантов эпохи свинга, наиболее близко подошедшими к границе стилей. В их числе нужно назвать саксофониста Лестера Янга, трубача Роя Элдриджа, гитариста Чарли Крисчена, басиста Джимми Блэнтона (Jimmy Blanton). Новый стиль вырабатывался в клубе Минтон Плей-Хауз , куда музыканты съезжались играть джемы глубокой ночью после основной работы, и в других клубах района 52-й улицы в Нью-Йорке в начале 40-х годов.
На первых порах музыка боперов шокировала слушателей, воспитанных в традициях свинга, их музыка высмеивалась критикой, записи не издавались фирмами звукозаписи. Бунт музыкальной молодежи был связан не только с протестом против сладкой гладкости свинговой музыки, но и против возвеличивания черт старого традиционного джаза, который воспринимался ими, как музейный экспонат, порожденный неграми-развлекателями старой формации, не имеющий перспектив развития. Эти музыканты понимали, что сущность джаза гораздо шире, а возврат к импровизационной корневой системе джаза не означает возврата к давно пройденной стилистике.
В качестве альтернативы боперы предложили намеренно усложненный язык импровизации, быстрые темпы, разрушение устоявшихся функциональных связей музыкантов ансамбля. Бибоповый ансамбль обычно включал в себя ритм-секцию и два - три духовых инструмента. Темой для импровизации часто служила мелодия, имеющая традиционное происхождение, однако, видоизмененная в такой степени, что ей присваивалось новое название. Впрочем, сами музыканты были нередко авторами оригинальных тем. После проведения темы в унисон духовыми инструментами следовала последовательная импровизация участников ансамбля. В финале композиции вновь появлялось унисонное проведение темы. Музыканты в процессе импровизации активно использовали новые ритмические рисунки, не принятые в свинге мелодические обороты, включая увеличенные интервальные скачки и паузы, усложненный гармонический язык. Фразировка в импровизации резко отличалась от устоявшихся свинговых идиом. Финал и начало соло не были законченными в обычном смысле слова. Порой соло обрывалось самым непредсказуемым образом. В ритмсекции также произошли существенные изменения. Опора на большой барабан, существовавшая в свинге, исчезла, а ритмическая основа в бопе легла на тарелки. Большой барабан стал использоваться, в сущности, в импровизационной фактуре, акцентируя отдельные ноты. Музыкантам старой школы казалось, что барабанщик вместо того, чтобы создавать базовый ритм, только запутывает его своими акцентами и нерегулярными вставками. Во всяком случае, танцевальная функция новой музыки совершенно исключалась.
Первые записи боперов приходятся только на 1944 год. В числе первых были Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, трубач Бенни Харрис (Benny Harris), а уже в конце 1944 года Диззи был назван новой звездой . В 1945 году в игру вступает совсем молодой трубач Майлс Дэйвис (Miles Davis).
Шествие бопа было стремительным, и у него возникла широкая и стабильная аудитория. Так же, как в иных случаях, появление новой музыки сопровождается модой с соответствующей атрибутикой - темные очки Монка, бородка Гиллеспи, черные береты и внешняя невозмутимость.
Не все музыканты нового стиля оказывались в его стандартном русле. В качестве примера можно вспомнить одного из ветеранов и даже родоначальников бопа, пианиста Телониуса Монка, который обладал совершенно индивидуальными, не вписывающимися в рамки классики бопа стилевыми особенностями. Считается, что эти особенности связаны с влиянием Арта Тейтума; правда, Монк, в отличие от Тейтума, крайне редко демонстрировал исполнительскую технику. Его исполнительская манера непредсказуема, лаконична, он предпочитал диссонансы и очень тщательно выстраивал минимальную форму. Он не сразу был воспринят публикой и коллегами, однако его музыка сыграла существенную роль в становлении более поздних стилей - от кула до модального джаза.
Более типичным в плане общего представления о бибопе был пианист Бад Пауэлл ( Bud Powell). Его мелодические одноголосные линии позволяли ему без труда воспроизводить и поддерживать паркеровские саксофонные фразы. Фактически, он взял на себя труд переложить для фортепиано суть духового бибопа, что послужило основой для следующих поколений пианистов. В этих поколениях рождались великолепные музыканты, которые не были революционерами, скорее, они интегрировали достижения своих предшественников и представили их публике в понятном и привлекательном виде. В число таких пианистов постбоповой эпохи входят Эрролл Гарнер, Джордж Ширинг (George Shearing), Оскар Питерсон.
Бибоп стал первым стилем современного джаза, который смело покинул сферу популярной музыки и сделал шаг в сторону чистого искусства. Этому способствовал интерес боперов к сфере академической музыки, которую многие из них осваивали уже в зрелом возрасте самостоятельно. Последующей школой обучения новому стилю стал для многих боперов оркестр Эрла Хайнса, который затем перешел в руки Билли Экстайна (Billy Eckstine). Именно в нем формировалась вторая линия музыкантов стиля бибоп.
Путь старшего поколения боперов, начинавших в клубе Минтона в 1941-42 годах и пробивавших место в музыкальном мире для музыки, не предназначенной для развлечения, продолжило во второй половине 40-х следующее поколение музыкантов, из которых выделялись трубачи Майлс Дэйвис, Фэтс Наварро ( Fats Navarro), тромбонист Джей Джей Джонсон (Jay Jay Johnson), пианисты Бад Пауэлл, Эл Хэйг (Al Haig), Джон Льюис (John Lewis), Тэд Дамерон (Tad Dameron), контрабасист Томми Поттер (Tommy Potter), ударник Макс Роуч (Max Roach).
Читайте: |
---|
World JazzВсемирный джаз (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или всемирной музыки (World Music), с... |
Third streamТермин третье течение (third stream) был введен критиком Джоном Уилсоном. Он обозначил альтернативу, а точнее - варианты синтеза первого и второго... |
Ладовый джазК концу 50-х годов наиболее творческие музыканты столкнулись с проблемой усложнения гармонических средств, используемых как в хардбопе, так и в куле... |
ФьюжнДля наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизационность, сочетающаяся с композиционными решениями, использование гармонических и ри... |
Джазмены о джазменах: Оскар Питерсон о Тедди УилсоTeddy Wilson, биография Продолжаем нашу рубрику Джазмены о джазменах . Мы уже помещали материал о весьма интересном образе Чарли Паркера,... |
Биография Уэса Монтгомери (Wes Montgomery)Настоящее имя: Джон Лесли Мотгомери (John Leslie Montgomery) Родился: 6 марта,1925, Индианаполис, штат Индиана, США Умер: 15 июня,19... |
Февраль 2010: Европа джазуетПосле достаточно спокойного января, когда появилось совсем немного новых интересных джазовых дисков (П.Мэтини, Хироми, Мэйса, Д.Сэнборн), в феврале ... |
9 Lazy 9 - Paradise BlownЛейбл: Ninja Tune Формат: CD Страна: Великобритания Дата выпуска: март 1994 Стиль: Breakbeat, Trip Hop, Downtempo |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |