KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАОдин из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-хНичто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отмененКризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Классика джаза - Джаз, понятия, термины
60-е годы ознаменовались началом новой эпохи увлечения латино-американской музыки. На этот раз веяние пришло из Бразилии, страны, где говорят не на испанском, а на португальском языке, в отличие от Аргентины, Кубы, Мексики, Пуэрто-Рико. За предыдущие десятилетия почва для проникновения бразильской музыки в США, а затем и во все другие места Земного шара была подготовлена тем огромным влиянием, которое оказали на мировую музыкальную культуру такие формы как танго, рубма, мамбо, бигуин, калипсо. На этот раз пришла очередь бразильской самбы. Но, выйдя за рамки Бразилии, некоторые ее разновидности получили название «Bossa Nova», иногда просто «Bossa», а по-русски - «босcанова». В отличие от предыдущих видов афро-кубинской музыки, таких как румба или мамбо, боссанова не стала явно танцевальной и развлекательной музыкой, хотя бы потому, что ее экспортировали из Бразилии и стали основными исполнителями джазмены. Боссанова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей более изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Мода на так называемую «Jazz-bossa» поэтому не сошла так быстро, как это часто бывает, а продержалась не одно десятилетие.
Как считают исследователи, распространению боссановы за пределами Бразилии способствовала внешняя культурная политика правительства США, которое послало туда в 1961 году Трио гитариста Чарли Берда. Затем в Бразилию поехал флейтист Хэрби Мэнн, трубач Диззи Гиллеспи, саксофонисты Стэн Гетц, а также Джулиан Кэннонболл Эддерли. Они и экспортировали боссанову в Соединенные Штаты Америки. Мгновенная популярность новой латино-американской музыки среди любителей джаза в тот момент вполне объяснима. Эта красивая, нежная музыка с необычными, но близкими джазовым стандартам гармониями стала в каком-то смысле противовесом основным тенденциям развития джаза начала 60-х. Жесткость хард-бопа, не говоря уже о суровости авангарда, начали уводить джаз от простой широкой аудитории, делая его музыкой для профессионалов. Боссанова явилась неким смягчающим средством, став привлекательным моментом в борьбе джаза за выживание в середине 60-х годов, когда наступила эпоха рок-культуры. В каком-то смысле джазовая боссанова продолжила тогда традиции «West Coust» или «Cool» джаза.
Благодаря звездам американского джаза, таким как Стэн Гетц или Джулиан Кэннонбол Эддерли, в США, а затем и во всем мире стали чрезвычайно популярны бразильские исполнители и композиторы - Антонио Карлос Джобим, Жоао Джильбельто, Серджио Мендес, Аструд Джильберто, Лауриндо Альмейда, Рэй Барретто, Эдди Пальмиери и многие другие. Появился ряд записей, где маститые американские джазмены играли вместе с никому неизвестными до той поры бразильскими музыкантами. Кроме того, на волне интереса к боссанове многие американские коллективы стали не только играть бразильские мелодии, но и сочинять свои темы в этом стиле. Ярким примером этому служит мелодия Дэйва Брубека «Bossa Nova USA», которую он записал на одноименном альбоме со своим Квартетом.
Я прекрасно помню это время в СССР, время «Хрущевской оттепели». Тогда я со своим Квинтетом постоянно играл в джазовом кафе «Молодежное», организованном при поддержке МК ВЛКСМ. Через иностранцев, которых приводили в «Молодежное», чтобы показать, что у нас есть джаз, нам удавалось доставать последние пластинки. Так я заполучил вышедшую незадолго до этого запись Кэннонбола Эддерли с ансамблем Серджио Мендеса «Viva, Cannonball!». В 1963 году наш состав сыграл практически все темы с этого альбома.
А когда появилась «Bossa Nova USA», у меня возникло некое патриотическое чувство - «У нас тоже должна своя босcанова». И я сочинил в 1963 году тему, которую поначалу назвал «Коза-нова». Но когда появилась неожиданная возможность записаться на пластинку, то эта пьеса под таким названием не прошла бы цензуру. Да и вообще выпустить эту запись оказалось делом непростым, тут дошло даже до вмешательства Д.Д.Шостаковича, который дал «добро» как руководитель Союза Композиторов РСФСР. Посему эта боссанова получила более официальное название - «Наша боссанова». Она появилась на гибкой пластинке, которая была частью журнала «Кругозор».
Еще в 60-е я обратил внимание на то, что некоторые боссановы, записанные бразильцами, называются «самбами», причем даже те, которые исполняются в медленном темпе. До этого момента бытовало представление, что самба - это обязательно быстрая и энергичная музыка. Но позднее стало ясно, что самбой в Бразилии называют многие виды музыки, а боссанова - лишь одна из разновидностей самбы. Здесь повторилась та же история, что с названием «румба». На Кубе румба имела много разных имен, но в Штатах было удобнее все упрощать. Кстати, с приходом самбы и боссановы изменился не только колорит латино-американской музыки, но и вся ее культурно-линвистическая основа. Если во времена танго, румбы и мамбо мы имели дело с испаноязычным этносом (Аргентина, Мексика, Куба, страны Карибского бассейна), то, начиная с 60-х годов по миру стало распространяться то, что вызревало в Бразилии, бывшей колонии Португалии. Мы, россияне, не видим особой разницы между Испанией и Португалией, а она существует испокон веков. У жителей этих стран и их колоний совершенно разные языки. Исторически Испания и Португалия были соперниками, начиная со Средних веков. Когда-то Португалия была гораздо более мощной колониальной военно-морской державой, чем Испания и даже Великобритания. Но, по ряду причин, беспечные Португальские короли постепенно утратили превосходство в гео-политической ситуации.
Бывшая португальская колония - Бразилия до поры до времени варилась в собственном соку, на отшибе общих тенденций развития афро-американского джаза в США 20-го века. В 60-е годы самба и боссанова стали неотъемлемой частью джазовой культуры. Более того, самба повлияла на колорит звучания рок - и поп-групп. Одним из наиболее ярких примеров слияния элементов самбы с рок-музыкой является творчество Карлоса Сантаны. Будучи по происхождению мексиканцем, Сантана стал одним из мощных проводников колорита бразильской самбы в современную музыку. Он соединил в своей музыке элементы джаза, фанка, самбы и блюз-рока, оставшись надолго одним из популярнейших рок-музыкантов, исповедующих инструментально-импровизационное исполнительство.
Читайте: |
---|
Солисты и комбоЭпоха больших оркестров способствовала появлению большого числа великолепных солистов, имеющих высокопрофессиональную подготовку. Они выступали не т... |
HardBopВ противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов ... |
БлюзБлюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. В сущности, он оказывается аналогом баллад,... |
Big BandКонечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый биг-бендом... |
Вечерний джаз. Count BasieWilliam Count Basie в школе учиться не любил, да и не получалось особо. С уроков он сбегал на ярмарку и мечтал о путешествиях. Зато отли... |
Макс РоучМаксвелл Лемуэль Роуч (Maxwell Lemuel Roach) (10.01.1924-16.08 |
Slaumm & Myod - Brasil Winter (Radio edit)Бывает так, что ошибки делают трек интересней. – Coca Bonga Совместный трек с непревзойденными музыкантами и экспериментаторами, группой Myod . Р... |
Впечатления о прослушанном!Джаз, джаз-рок, фьюжн (ex-USSR) The Shin - Black Sea Fire (2009) Ознакомиться: http://www.theshin-music.com/ Стиль: грузинский джаз-рок, во... |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |