Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Funk

Классика джаза - Джаз, понятия, термины

funk

Фанк (funk) — направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соула (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются Джеймс Браун (James Brown), Джордж Клинтон (George Clinton) и Слай Стоун (Sly Stone) с группой Sly and The Family Stone. Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и другие музыкальные стили.

James BrownПервоначально музыка в стиле фанк исполнялась преимущественно черными американцами. Наиболее характерные особенности — усложненная ритмичность и подчеркнутая синкопированность ритмического рисунка. Ритм является главным и формообразующим элементом фанка: характерный тому пример — музыка Джеймса Брауна конца 1960-х. Не только барабаны, бас-гитара и ритм-гитара (как в классическом рок-составе), а вся музыкальная группа становится одной большой ритм-секцией, включая духовые, клавишные инструменты, а также вокал. Все предельно ритмизировано. При этом каждый инструмент создает свой ритмический рисунок, что свойственно африканским музыкальным традициям. Обычно фанк-композиции строятся на одном или двух риффах (т.е. многократно повторяющихся мелодических ходах), а вокалист или солирующий инструмент ведет свою линию. Хотя Джордж Клинтон в своем творчестве использовал мелодическую составляющую, и она не всегда была второстепенна по отношению к ритму.

Слово «фанк» в афро-американском сленге изначально имело не слишком пристойное значение (примерный перевод: «запах половых органов»). В 1930-х джазовые музыканты ввели в свой жаргон эпитет «фанки» (funky music) в значении «причудливая, эффектная манера исполнения». В 1960-х понятие funky music сократилось до слова фанк. В 1970-х Джордж Клинтон сформулировал красочную философско-космогоническую теорию. Понятие «фанк» занимало в этой теории центральное место и означало жизненную энергию, музыку и разнообразные позитивные явления. Постепенно за полвека непристойное слово превратилось в возвышенное понятие. Нечто похожее произошло и с другими известными афро-американскими словами, как например буги-вуги (boogie-woogie).

Фанк — настолько большое направление в музыке, что различные исполнители создавали непохожую музыку, используя сходные ритмические принципы: Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) — с уклоном в ритм-н-блюз, Джордж Клинтон (George Clinton) — в психоделию и хард-рок, Майлс Дэйвис (Miles Davis) и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) — в джаз-рок, а Майкл Джексон (Michael Jackson) и Принц (Prince) тяготели к танцевальной поп-музыке.

Джеймс Браун и Слай Стоун в конце 1960-х стали активными выразителями идей массового движения за расовое равноправие в США. Браун написал свою знаменитую песню «Скажи громко: я черный, и я этим горжусь» (Say It Loud I'm Black and I'm Proud), а Слай Стоун выступал в более сатирическом ключе, с композициями вроде «Не зови меня ниггером, белый» (Don't Call Me Nigger, Whitey).

George ClintonДжордж Клинтон и его коллеги-музыканты создали отдельное течение в фанке — «Пи-фанк» / P-Funk («чистый фанк» / Pure-Funk). Будучи харизматическим лидером, Клинтон организовал вокруг себя конгломерат из нескольких десятков талантливых черных музыкантов под общим названием The Mob («Шайка»), которые участвовали в двух его проектах: «Фанкаделик» (Funkadelic) с ориентацией на экспериментальную музыку с элементами хард-рока, и «Парламент» (Parliament), более коммерческий и с преобладанием элементов соул-музыки.В 1990-х Джордж Клинтон назвал своих музыкантов «Все звезды Пи-фанка» (P-Funk Allstars). Он же ввел в употребление понятие «фанкатир» (funkateer, по аналогии с musketeer — «мушкетер»), обозначающее приверженца фанка.

Большую роль в популяризации фанка в начале 1970-х сыграли культовые афро-американские кинокартины, такие как «Шафт» («Shaft», 1971; не путать с более поздним римейком), музыку к которой написал Айзек Хейс (Isaac Hayes) и «Ловкий парень» («Superfly», 1972), композитор Кертис Мейфилд. В фильме «Джеки Браун» («Jackie Brown») Квентина Тарантино (Quentin Tarantino), снятому в конце 1990-х, многие фрагменты являются аллюзиями этих знаменитых картин, а музыка изобилует фанк-композициями.

В конце 1970-х — начале 1980-х фанк был оттеснён музыкой диско (disco). Стиль диско родился на основе фанка в результате предельного упрощения его ритмической основы. Диско быстро вошло в моду, и фирмы грамзаписи, а также радиостанции переориентировались на новый стиль, требуя и от фанк-исполнителей упрощения их музыки, чтобы гарантировать коммерческий успех.

В черной городской среде в начале 1980-х начало развиваться новое музыкальное течение хип-хоп (hip-hop), возникшее как противодействие музыке диско. По словам Джорджа Клинтона, «хип-хоп спас фанк». В музыку вернулись изобретательная ритмика и осмысленные тексты. Хип-хоп принято называть «новой школой» фанка (new school), а термин «старая школа» (old school) обозначает фанк классического образца, к которому относятся работы Джеймса Брауна 1960–1970-х и групп «Sly and The Family Stone», «Ohio Players», «Kool and The Gang» и др.

Окончательное возвращение фанка к массовой аудитории произошло в середине 1990-х на волне повышенного интереса к культуре 1970-х. Были переизданы старые диски, ветераны фанка записали новые альбомы. Большими пропагандистами фанка стали белые группы, взявшие этот стиль на вооружение: Primus, Jamiroquai, Red Hot Chili Peppers. Джордж Клинтон продюсировал один из альбомов RHCP в 1985. Характерные элементы фанка, такие как синкопированные ритмические рисунки, широко используются и в поп-музыке. Их можно обнаружить в большинстве современных поп-песен: от Кристины Агилеры до российской группы «Руки вверх».




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Big Band

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый биг-бендом...

Crossover

С постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолине...

Босса-нова

В ритмическим отношении южная часть Нового Света заметно повлияла в нашем веке на всю популярную (и джазовую) мировую музыку и многое дала ей в смыс...

Funk

Современный фанк относится к популярным направлениям джаза 70-х и 80-х, в которых аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соул и музыки фанка, в т...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Легенды джаза:

John Coltrane

News image

Колтрейн Джон (John William Coltrane, 28.09.1926, Хамлет, шт. Северная Каролина – 17

Биография Жоао Жильберто (Joao Gilberto)

News image

Настоящее имя: Joro Joao Gilberto (Жоро Жоао Жильберто) Дата рождения: июнь 1931 года Место рождения: Juazeiro. Bahia, Brazil Сти...

Новые впечатления:

Esbjrn Svensson Trio

Есть музыка, которая мне никогда не надоест. Я слушал множество различных направлений и групп, и только некоторые из них до сих пор остаются для мен...

Âme - Âme

Лейбл: Sonar Kollektiv Формат: CD Страна: Германия Дата выпуска: 11 октября 2004 Стиль: Electro, Deep House, Minimal Трек-лист: 1....

Авторизация

It only takes 2 minutes -