Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Макс Роуч

Классика джаза - Классика джаза

макс роуч

Максвелл Лемуэль Роуч (Maxwell Lemuel Roach) (10.01.1924-16.08.2007), или просто Макс Роуч (Max Roach) – перкуссионист, барабанщик, композитор, пионер по меньшей мере пяти музыкальных течений и движений родился 10-го января 1924-го года в городе Нью-Лэнде. Этот небольшой, граничащий с каналом Дисмал-Суоми живописный населённый пункт славен своими фермами, на которых выращиваются неизменные атрибуты уюта и спутники новогодних праздников – рождественские ёлки.

Максвеллу было четыре года, когда он вместе с родителями переехал в нью-йоркский Бруклин. Его мама была исполнительницей госпелов, окутывая семью аурой религиозности. В возрасте девяти лет юный музыкант играл на горне в популярных в то время марширующих оркестрах. Уже в десять лет он занимал место за ударной установкой в различных группах, сопровождающих госпел-вокалистов. А первый, по-настоящему большой концерт состоялся, когда музыканту было шестнадцать лет. Это было выступление, в котором он подменял Сонни Грира (Sonny Greer) – постоянного участника Оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington), приехавшего на гастроли в нью-йоркский «Paramount Theatre».

Вскоре музыкант начинает посещать легендарные джазовые клубы 52-й улицы Манхэттена. Он был одним из первых барабанщиков (вместе с Кенни Кларком (Kenny Clarke) и Артом Блейки (Art Blackey)), кто стоял у истоков бибопа, выступал на знаменитых сейшенах с Диззи Гилеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Паркером (Charlie Parker), Телониусом Монком (Thelonious Monk), Коулменом Хоукинсом (Coleman Hawkins), Бадом Пауэллом (Bud Powell)…

Игру Роуча можно слышать на записях Чарли Паркера, в том числе и на знаменитой сессии 1945-го года для Savoy Records, – лейбла, впоследствии оказавшегося знаковым для развития бибопа.

В начале 50-х Макс поступает в Manhattan School of Music, где обучается классической перкуссии. Параллельно с занятиями, которые скорее можно отнести к разряду теоретических, ударник не забывает о практике, оттачивая своё мастерство на регулярных «live gigs», на живых выступлениях. Один из таких, «самый великий из когда-либо проходивших» – «Jazz at Massey Hall», будет оставлен благодарным потомкам в виде записи. Посмотрите на список участников сего мероприятия, – «Птица» Паркер, Диззи Гиллеспи, Бад Пауэлл, Чарльз Мингус (Charles Mingus), Макс Роуч, – и решите сами, справедлива ли данная степень сравнения прилагательных… Кстати, это выступление было издано и растиражировано усилиями Debut Records, лейбла с весьма символичным названием, основанного Мингусом и Роучем в 1952-ом году.

Через два года музыкант сформировал квинтет в составе трубача Клиффорда Брауна (Clifford Brown), тенор-саксофониста Харольда Лэнда (Harold Land), пианиста Ричи Пауэлла (Richie Powell; брат Бада) и контрабасиста Джорджа Морроу (George Morrow). Вскоре Лэнд покинул коллектив и его место занял «гигант саксофона» Сонни Роллинз (Sonny Rollins). К сожалению, судьба вмешалась в хорошо идущие дела квинтета. Дождливой июньской ночью 1956-го года машина, под управлением жены Ричи Пауэлла, не устояла на скользкой дороге… Четыре человека, в том числе Пауэлл и Браун, погибли. Они ехали в Чикаго на выступление.

В последующие годы Роуч собирает несколько подобных групп и в этот период начинает существенное видоизменение стандартной формы (если слово «стандарт» можно применить к тому, что возникло совсем недавно) хард-бопа, используя вальсовый ритм 3/4 и применяя модальность. Как пример – его альбом «Jazz in 3/4 time», датированный 1957-м годом. Примерно в это же время ударник записывает серию пластинок для компании EmArcy.

Но вернёмся к Клиффорду Брауну, к тому периоду, когда он работал вместе с Роучем. Их совместная работа длилась не очень долго, около 18-и месяцев, в течение которых они много записывались и выступали. В один из гастрольных визитов в Детройт, не кто иной, как знаменитый американский комик и шоу-мен Супи Сейлз (Soupy Sales), пригласил их группу посетить студию местного телеканала и отыграть live-шоу. Роуч сразу же отказался, а Брауну эта идея показалась весьма заманчивой. В итоге квинтет всё-таки дал концерт, однако вскоре эта история забылась – Супи Сейлз в то время был не слишком популярен, да и телевидение только набирало обороты. О существовании плёнки, единственной записи Клиффорда на ТВ, Роуч узнал лишь спустя сорок лет, – Супи прислал её копию Максу по почте…

В самом начале говорилось, что Роуч был пионером по меньшей мере пяти музыкальных течений и движений. Это, безусловно, бибоп, кул, хард-боп, фри и так называемый «Pan-African» джаз. На последнем хотелось бы остановиться немного подробнее. Дело в том, что Роуч был, как, наверное, многие известные афроамериканцы, социально активен. Среди многочисленных знаковых дуэтов выделяется экспериментальная запись речи Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King) и барабанных соло Макса Роуча, отвечающего на слова оратора… Кроме того, в 1960-м году он написал сюиту «We Insist! - Freedom Now» на слова Оскара Брауна младшего (Oscar Brown Jr.), посвящённую столетней годовщине со дня подписания Авраамом Линкольном (Abraham Lincoln) «Прокламации об освобождении», суть которой в освобождении рабов мятежных штатов – первый шаг последующего движения за равноправие и борьбу с дискриминацией и сегрегацией. Его вторая жена, певица Эбби Линкольн (Abbey Lincoln), также принимала участие в записи этого проекта.

В отличие от Кенни Кларка, исповедовавшего философию ударных как инструмента для удержания ритма, Макс Роуч считал, что они в полной мере могут использоваться и как сольный инструмент. Что и было продемонстрировано пластинкой «Drums Unlimited», на которой несколько треков – барабанные соло в чистом виде. Он «стучал» тему, вариации, ритмически связанные фразы… Свой подход к музыке Роуч выражал как «создание организованного звука». Его идеи впоследствии воплотились в создание уникальной музыкальной организации «M'Boom». Это по своей сути перкуссионный оркестр, каждый участник которого исполнял собственные композиции, зачастую используя сразу несколько перкуссионных инструментов.

Одним из его детищ был «So What Brass Quintet» – концертный проект, заметно выделявшийся среди других своим необычным составом: пять музыкантов духовой секции и Макс Роуч на ударных. Ни одного струнного инструмента, отсутствие басовой линии. Большинство выступлений проходили в составе ударника, двух трубачей, тромбониста, исполнителей на французском рожке и тубе.

Оставаясь до конца своих дней экспериментатором, Роуч однажды стал участником большого хип-хоп концерта, впоследствии удивляясь, сколько общего между энергетикой этих молодых чёрных музыкантов и искусством, которому он посвятил всю свою жизнь…

Так кто же всё-таки был первым барабанщиком бибопа – Кларк или Роуч? Барни Кессел (Barney Kessel), в своё время предвосхищая подобный вопрос, нашёл весьма остроумные слова: «Сид Кэтлетт (Sid Catlett) был последним ударником эпохи свинга. Роуч, как по мне, – первым в стиле бибоп. Кларк? Он был мостом». Кто из них главнее? Поиск неблагодарен. Равно как невозможность существования моста без опор и бессмысленность опор без моста.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ: «Прогрессив-рок – это классика, которую

Выдающийся российский музыкант, лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов известен своим интересом к самым разным жанрам и стилям популярной (и не очень...

А. Козлов - Фанки-фьюжн (Conceptual Fusion)

В середине 60-х годов существовало четкое разделение таких понятий как рок-группа и джазовый ансамбль. Их различали не только по музыкальному содерж...

Ладовый джаз

К концу 50-х годов наиболее творческие музыканты столкнулись с проблемой усложнения гармонических средств, используемых как в хардбопе, так и в куле...

Third stream

Термин третье течение (third stream) был введен критиком Джоном Уилсоном. Он обозначил альтернативу, а точнее - варианты синтеза первого и второго...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Классика джаза - Макс Роуч

Легенды джаза:

Биография Мишеля Петручиани (Michel Petrucciani)

News image

Год рождения: 28 декабря 1962 года Место рождения: Монпелье (Montpellier), Франция (France) Умер: 6 января 1999 в Париже, Франция. ...

Биография Жоао Жильберто (Joao Gilberto)

News image

Настоящее имя: Joro Joao Gilberto (Жоро Жоао Жильберто) Дата рождения: июнь 1931 года Место рождения: Juazeiro. Bahia, Brazil Сти...

Новые впечатления:

Март 2010: ЕСМ Records и другие джазовые конюшн

Начну обзор мартовских джазовых релизов опять со Старого Света: расположенная в Мюнхене, европейская империя джазовой индустрии изысканных альтернат...

9 Lazy 9 - Paradise Blown

Лейбл: Ninja Tune Формат: CD Страна: Великобритания Дата выпуска: март 1994 Стиль: Breakbeat, Trip Hop, Downtempo Трек-лист: 1 5:0...

Авторизация

It only takes 2 minutes -