Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...


А. Козлов - Фанки-фьюжн (Conceptual Fusion)

Классика джаза - Джаз, понятия, термины

а. козлов - фанки-фьюжн (conceptual fusion)

В середине 60-х годов существовало четкое разделение таких понятий как рок-группа и джазовый ансамбль. Их различали не только по музыкальному содержанию, а и чисто формально, по набору инструментов. Если в состав входила электрогитара, бас-гитара, электронные клавишные (электро-орган или электрик-пиано) и барабаны, то это была бит-группа или рок-группа. Джазовый ансамбль, или как его называли - комбо - включал ритм-секцию (контрабас, акустический рояль и барабаны), плюс солирующие инструменты в различном сочетании ( чаще всего - саксофон, труба, тромбон). Джазовая гитара была акустической и безо всяких дополнительных эффектов типа Fuzz, Distortion, Flanger или Fazer. Кроме этого, в рок-группах все держалось на вокале, а если и случались иногда инструментальные проигрыши, то они были незначительными эпизодами. Джазовые комбо, наоборот, представляли музыку импровизационную и инструментальную. Поэтому, когда появились ансамбли, где к рок-группе с вокалистами были добавлены духовые инструменты, напоминавшие своим звучанием джазовое комбо, то их музыку окрестили словом джаз-рок . Джазмены, в каком бы стиле они не играли, никак не на могли считать такую музыку джазом. Ее относили к рок-музыке. С другой стороны, если джазмены начинали использовать вместо контрабаса бас-гитару, а вместо рояля какой-нибудь электронный клавишный инструмент, их сразу же относили к рок-музыке. Это было довольно нелепым и в какой-то степени сдерживало процесс поисков и слияния жанров. Ведь джазмены относились к рок-культуре в лучшем случае свысока.

Этот период был для США временем расцвета сразу нескольких видов коммерческой музыки. После бума рок-н-ролла и последующего британского вторжения и битломании в Америке расцвела белая рок-культура с ее многочисленными ответвлениями. Продолжала процветать индустрия легких песен для средних обывателей, получившая название Middle of the Road ( буквально - Середина дороги , а по смыслу И вашим и нашим , то есть на все вкусы ). Набрала коммерческую мощь черная музыка соул в лице таких компаний как Motown и Stax . Все более массовым становился стиль фанк . На фоне такой конкуренции джаз постепенно потерял имидж модного и массового искусства, превратившись в явление сложное и достаточно элитарное. Упала посещаемость концертов и даже клубов, заметно снизилась продажа джазовых пластинок. К середине 60-х в джазе преобладали два основных направления - хард-боп, как продолжение бибопа, а также авангардный или фри-джаз . Диксиленд, свинг и даже кул-джаз стали традицией, академическими жанрами. Естественно, что для наиболее продвинутых джазменов было нелегко осознавать несправедливость сложившейся ситуации, когда группы, игравшие по их понятиям совсем простенькую музыку, возносятся до небес и зарабатывают несметные деньги, а изощренное и совершенное искусство джаза теряет свою ценность в глазах общества. И действительно, разрыв между джазом и ранней рок-музыкой был тогда огромным во многих отношениях. Поэтому, когда джазмен делал любые попытки сближения со сферой рок-музыки, то в этом усматривалось лишь желание пойти более легким путем к коммерческому успеху, не более того.

Рассматривая непростой вопрос о различии между ранним брасс-роком и тем, что мы будем называть как концептуальный фьюжн , нельзя не коснуться идеологических аспектов околомузыкальной жизни того периода. Не случайно, что довольно много ансамблей, игравших рок-музыку с медными и духовыми инструментами, а также уделявших большое внимание импровизациям, возникло в Англии, где не существовало расовых проблем (взять хотя бы группы Soft Machine, Colosseum, If, Jethro Tull, Emerson, Lake & Palmer, Air Force, Third Ear Band, Cream). В Соединенных Штатах, где расистские традиции были крайне живучи даже после 2-й Мировой войны, белая и черная музыка развивалась чаще всего сепаратно. Но к 1968 году в Америке сложилась предреволюционная обстановка, связанная с движением хиппи против войны во Вьетнаме, а также с массовыми демонстрациями протеста черного населения, с беспорядками на улицах крупных городов, с человеческими жертвами. Все это было подогрето убийством негритянского лидера Мартина Лютера Кинга. Черные музыканты не остались в стороне. Ставший к тому время поп-идолом Джеймс Браун, стал глашатаем идей борьбы негров за равные права. Он открыто произносил такие лозунги как Black is Beautyfull ( Черный - это прекрасно ) или - Say It Loud, I'm Black and I'm Proud! ( Скажи это громко - я черный, и горжусь этим! ). И в качестве музыкальной основы своей общественной активности он избрал именно музыку фанк . Его сподвижник, гитарист и певец Джордж Клинтон, отделившись от Джеймса Брауна, и назвав себя Doctor Funkenstein , продолжил нагнетание пафоса черной свободы и объединения расы через деятельность созданных им групп Parliament и Funkadelic . Среди представителей черного авангардного джаза также нашлись те, кто примкнул к политическим акциям и экстремистским движениям тип Черных пантер , прежде всего - саксофонист, поэт и актер      Арчи Шепп. И это способствовало повышению его популярности.

Таким образом, и в белой и в черной музыке назрела пора перехода от чисто профессионального пути развития к чему-то более концептуальному, связанному с различными идеями - социальными, расовыми, духовно-религиозными и даже политическими. В среде белой молодежи стихийно возрос интерес к христианству, буддизму, индуизму, эзотерическим и оккультным знаниям. Черная молодежь, болевшая за судьбу расы, разочаровавшись в христианстве, увлеклась Исламом. То, что стали впоследствии называть словом фьюжн , возникло в США, в довольно короткий промежуток времени и было так или иначе сконцентрировано вокруг фигуры Майлза Дэйвиса. Он, являясь уже законченным классиком и авторитетом американского джаза, персоной номер один, согласно многочисленным опросам критиков и читателей американских и европейских изданий, поначалу не принял ни крайних форм фри-джаза , ни музыки групп типа Chicago и Blood, Sweat & Tears . Но, обладая особой дальновидностью и не желая превращаться в музейную редкость, Дэйвис постепенно начал видоизменять свою музыку, приглашая к сотрудничеству именно тех, кто мыслил концептуально, имел свои идеи. Взяв за основу ритмическую концепцию черного фанка , он предоставлял свободу белым музыкантам, таким как Дэйв Холланд, Джо Завинул, Чик Кориа, Джон Маклафлин. Большой вклад в его новое направление внесли и черные джазмены, такие как Хэрби Хенкок, Тони Уильямс, Уэйн Шортер, Джек ДеДжонетт, Билли Кабэм, Стенли Кларк, Ларри Янг. Такие пластинки как Bitches Brew или Filles of Kilimandjaro несли на себе явный отпечаток черной, даже проафриканской идеологии, особенно в оформлении обложек. Тем не менее, они вошли в историю как образцы именно музыкального новаторства. Смена Майлзом Дэйвисом своего имиджа и выступления его ансамбля перед хипповой аудиторией, в частности, в Filmor West, сделало новый вид электронного фанки-джаза популярным в молодежной среде, что обеспечило дальнейший коммерческий успех и основу для развития.

Новое течение, получившее название фьюжн ( что означает сплав ), стало развиваться сразу по нескольким направлениям. И создателями их стали те, кто вышел из-под крыла Дэйвиса. Первая волна распространения этого течения носила действительно концептуальный характер. Достаточно вспомнить четыре главных коллектива, оказавших огромное влияние не деятельность последующих поколений музыкантов - Weather Report , Mahavishnu Orchestra , Return to Forever и Mwandishi . Личности, создавшие их, являлись по своему складу новаторами, идеологами, к тому же, что очень важно - последователями различных духовных учений. Джо Завинул - сторонник дзен-буддизма, Джон Маклафлин Махавишну - индуист, Чик Кориа - представитель эзотерического христианского течения Christian Science , Хэрби Хенкок - буддист. Все это не могло не отразиться на содержании и глубине музыки их коллективов. Тем более, что в тот период времени увлечение молодежью необычными, неортодоксальными видами религии было довольно широким, что создавало дополнительную популярность. Но главное было в их музыкальной новизне. Характерно Weather Report , созданный Джо Завинулом совместно с Уэйном Шортером, открыл совершенно новый гармонический подход, вернув современный джаз к сложной и необычной красоте. Суровый и мужественный саунд ансамбля не имел аналогов до этого, разве что - в работах Гила Эванса с Майлзом Дэйвисом. Особой место в аранжировках заняла бас-гитара, которая стала не просто аккомпанирующим, а мелодическим и сольным инструментом. Именно в этом ансамбле вырос и проявил себя выдающийся бас-гитарист Жако Пасториус. Особое место в музыкальной культуре 70-х занял состав гитариста Джона Маклафлина Mahavishnu Orchestra . Виртуозность Маклафлина и его коллег, самобытность и философская глубина композиций сделали ансамбль и фигуру самого Махавишну культовым явлением, повлиявшим на следующие поколения представителей музыки фьюжн . Огромной популярностью и авторитетом пользовались также записи группы Return to Forever , которую создал пианист Чик Кориа. Изысканность композиций, где сочетались элементы камерной музыки и виртуозность импровизаторов, обогатила лицо современного джаза. Даже появление вокала в некоторых пьесах не воспринималось как отход к поп-культуре, скорее наоборот - тексты подчеркивали содержательность композиций. Еще один выходец из школы Дэйвиса - пианист Хэрби Хенкок записывает со своим ансамблем Mwandishi альбом Headhunters , который становится образцом изощренного инструментального направления фанки-фьюжн .

Нельзя не отметить тот момент, что все они отказались от идеи использования жестких концепций политонального и фри-джаза, широко применявшихся Майлзом Дэйвисом перед этим. Они пошли по пути поиска новых, доступных гармоний и мелодичных импровизаций. Эти четыре коллектива, объединяет то, что им было чрезвычайно трудно подражать, настолько самобытными и недосягаемо виртуозными казались они тогда. Тем не менее, именно они и стали отправной точкой в развитии второй волны музыки фьюжн , тем более, что их кресный отец и главный идеолог - Майлз Дэйвис - в 1975 году загадочно исчез на целых шесть лет из музыкальной жизни, прекратив играть на концертах и записываться в студии, оставив критиков и журналистов мучаться в догадках.

Музыка, которую мы называем термином концептуальный фьюжн - это пласт культуры, который пока недооценен обществом. Эти залежи полезных ископаемых невозможно представить себе как нечто устаревшее, традиционное. Это произойдет только тогда, когда идеи, заложенные в таких работах как Bitches Brew , Apocalipse , Black Market будут освоены и полностью реализованы в массовом сознании. Средняя публика, да и музыкальные критики, вслед за ней, отмахнулись от всего, что непросто, нетрадиционно и несет позитивный заряд. За последние двадцать лет предпочтение отдается либо примитиву диско-культуры, либо авангарду с негативным подходом. Таковы требования аудитории, уставшей от цивилизации. Эта тенденция прослеживается во всей культуре, в кинематографе, литературе, телевидении.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

А. Козлов - “Интеллектуальный” или “модальный” джаз

В данной статье я обращаюсь к особой разновидности джаза, отличающейся от ряда многих его видов чем-то неуловимым, трудно формулируемым. Сам термин ...

Crossover

С постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолине...

Электрический джаз

Использование электронных преобразователей звука и синтезаторов оказалось чрезвычайно привлекательным для музыкантов, находящихся, прежде всего, на ...

Big Band

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый биг-бендом...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз, понятия, термины - А. Козлов - Фанки-фьюжн (Conceptual Fusion)

Легенды джаза:

Биография Жоао Жильберто (Joao Gilberto)

News image

Настоящее имя: Joro Joao Gilberto (Жоро Жоао Жильберто) Дата рождения: июнь 1931 года Место рождения: Juazeiro. Bahia, Brazil Сти...

Вечерний джаз. Count Basie

News image

William Count Basie в школе учиться не любил, да и не получалось особо. С уроков он сбегал на ярмарку и мечтал о путешествиях. Зато отли...

Новые впечатления:

Михаэль Рэйнбот и его COMPOST

Цитата: Михаэль Рейнбот (Michael Reinboth) – завзятый меломан, великолепный журналист, диск-жокей, участник проектов Beanfield, Knowtoryus, Moon Ma...

Âme - Âme

Лейбл: Sonar Kollektiv Формат: CD Страна: Германия Дата выпуска: 11 октября 2004 Стиль: Electro, Deep House, Minimal

Авторизация

It only takes 2 minutes -