KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАОдин из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-хНичто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отмененКризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Новый джаз - События и фестивали
Я начал делать фестиваль только для того, чтобы иметь возможность пригласить своих друзей-музыкантов, с которыми мне хотелось бы сыграть. Это была первая супер-задача, которая, собственно, сохранилась все эти годы. Все 15 лет я приглашаю своих друзей-музыкантов, которые живут в разных странах. Или новых друзей, которых я услышал где-то на другом фестивале, они мне понравились, и я их приглашаю. Это - главное, ради чего я делаю фестиваль .
Задача одна - найти соединение, гармонию между симфонической музыкой и джазом, между симфоническим письмом и джазовой импровизацией. - Анатолий Вапиров
Вот так, без особого пафоса и претензий, по-свойски определяет смысл ежегодного джазового фестиваля в болгарском городе Варна его бессменный директор, музыкант и композитор Анатолий Вапиров. При таком откровенно заявленном почти приятельском характере события можно было бы предположить, что речь идет о некоем дружеском междусобойчике. Если не знать характер и уровень требований Анатолия Вапирова.
Имя это хорошо известно любителям джаза на территории бывшего Cоюза еще с середины 70-х, когда выпускник Ленинградской консерватории стремительно ворвался на джазовую сцену страны сначала замешанным на болгарском фольклоре фьюженом, затем энергичным агрессивным фри-джазом, а потом и крупными монументальными полотнами, в которых джазовая импровизация сочеталась с классической композицией.
С 1986 года Анатолий Вапиров - сам наполовину болгарин - живет в Варне, где вот уже 15 лет руководит замечательным фестивалем.
Уроженец Одессы, живущий сейчас в Вене молодой саксофонист Андрей Прозоров - один из солистов в специально написанной для фестиваля композиции Анатолия Вапирова Black Sea Project. Андрей Прозоров оказался в Варне чуть не самым востребованным музыкантом. Он играл в трех проектах, в том числе и в открывавшем фестиваль выступлении квинтета Александра Владигерова. Я бы, впрочем, назвал этот ансамбль квинтетом братьев Владигеровых. Ибо помимо трубача Александра ведущую роль в ансамбле играет его брат-близнец, автор большинства композиций пианист Константин Владигеров.
Несмотря на молодость - им всего по 26 лет - братья Владигеровы уже занимают прочную позицию в болгарском джазе. Они продолжатели самой известной в болгарской музыке семейной династии. Их отец Александр Владигеров - известный дирижер, а дед - композитор Панчо Владигеров и вовсе считается основателем современной болгарской музыки. Братья закончили музыкальную академию имени своего деда, а затем и Венскую консерваторию. В их музыке блестящая академическая школа сочетается с превосходным знанием и пониманием джазовой традиции - ее золотого периода рубежа 50-х и 60-х - хард-бопа, модального джаза, дэвисовских ансамблей.
Выступавший вслед за квинтетом Владигеровых болгарский музыкант Теодосий Спасов у себя на родине чуть ли не национальный герой. Теодосий играет на кавале - народном пастушеском инструменте, по внешнему виду и по звуку напоминающему гобой. Спасов родился в горной пастушеской деревне, и традиционную народную музыку впитал, как говорится, с молоком матери. Что не помешало ему, впрочем, давно и плотно влиться и в джазовую среду - у него за плечами совместные проекты с Анатолием Вапировым, Милчо Левьевым, Трилоком Гурту, Дейвом Либманом, Раби Абу Халилом. Но все равно его выступление в Варне поразило знающих Теодосия Спасова как главным образом фольклорного музыканта критиков - в нем отчетливо были слышны отголоски классических альбомов Майлса Дэвиса конца 60-х - раннего джаз-рокового периода..
Для этого джазового проекта я подготовил ряд электронных аналоговых эффектов, разработанных еще в 60-е годы фирмами Вокс и Гибсон, - рассказывает Теодосий Спасов. В сочетании с акустическими инструментами это дает то самое звучание, которого я хотел добиться - голос 60-х, голос хиппи. В то же время новейшие электронные эффекты для духовых используют естественные звуки из индийской и кельтской музыки, опять же таки очень популярные в 60-е годы, когда начали смешиваться джаз, рок, поп, фолк и классика. Это особый период для меня, период, из которого я черпаю духовную энергию. Но все равно я болгарин, и в моей музыке есть мой, болгарский почерк. Я отсюда, из этой природы, я играю на кавале, традиционном народном инструменте, и на нем звучит мой голос, голос пастухов с гор .
Реминисценциями из классической гершвиновской Summertime украсил свои народные наигрыши на кавале Теодосий Спасов.
Не менее экзотичным выглядело выступление и российского валторниста Аркадия Шилклопера. Он возглавил специально для варненского фестиваля собранный квартет в составе одесского пианиста Юрия Кузнецова и двух болгарских музыкантов - контрабасиста Веселина Веселинова и перкуссиониста Стояна Янкулова. Однако больше всего Аркадий поразил публику своей сольной пьесой, исполненной не на привычной для него и его многочисленных поклонников валторне, а на очень полюбившемся ему в последние годы альпийском роге. Как и кавал Теодоссия Спасова, альпийский рог - инструмент народный, традиционный и тоже пастушеский. Он распространен в горной Швейцарии и представляет собой деревянный рог длиной в три с половиной метра. На нем нет никакой аппликатуры и все мелодические, тональные и высотные изменения музыкант производит исключительно губами. Аркадий Шилклопер - подлинный энтузиаст и один из лучших и самых известных теперь исполнителей на этом инструменте.
Одно время Аркадий Шилколопер играл в знаменитом Vienna Art Orchestra, со-основателем которого вместе с пианистом и дирижером Матиасом Руеггом (Mathias Ruegg) был еще один гость варненского фестиваля - австрийский саксофонист и флейтист Вольфганг Пушниг (Wolfgang Puschnig) - один из самыз авторитетных на сегодняшний день европейских джазовых музыкантов. В Варну Пушниг привез трио в составе контрабасиста Ахима Танга (Achim Tang) и барабанщика Райнхарда Винклера (Reinhardt Winkler).
И вновь мы возвращаемся к тому, с чего начали программу - финальному аккорду фестиваля, крупномасштабной композиции Анатолия Вапирова Черноморский проект для девяти солистов и симфонического оркестра. Вновь говорит Анатолий Вапиров:
Задача одна - найти соединение, гармонию между симфонической музыкой и джазом, между симфоническим письмом и джазовой импровизацией. Это уже мой третий проект с симфоническим оркестром на этом фестивале. Первый был совсем скромный, второй уже лучше композиционно выстроен, и вот третий с солистами, приехавшими на фестиваль - публике похоже понравилось .
Не просто понравилось - десятиминутной овацией стоя было встречено выступление вапировского оркестра. Девять блестящих джазменов-импровизаторов влились в ткань классической композиции, исполнявшейся Симфоническим оркестром Варны под руководством автора - Анатолия Вапирова.
Солистами в Черноморском проекте выступили почти все именитые гости фестиваля - каждому из них был отведен сольный фрагмент в сопровождении оркестра. Мы же в заключение программы услышим ту часть, в которой солировал замечательный украинский музыкант, пианист из Одессы Юрий Кузнецов.
Читайте: |
---|
FunkСовременный фанк относится к популярным направлениям джаза 70-х и 80-х, в которых аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соул и музыки фанка, в т... |
West CoastНа первом этапе становления стиля кул большинство музыкантов, сделавших существенный вклад в него, работали на Западном побережье Соединенных Штатов... |
Big BandКонечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый биг-бендом... |
Солисты и комбоЭпоха больших оркестров способствовала появлению большого числа великолепных солистов, имеющих высокопрофессиональную подготовку. Они выступали не т... |
Вечерний джаз. Count BasieWilliam Count Basie в школе учиться не любил, да и не получалось особо. С уроков он сбегал на ярмарку и мечтал о путешествиях. Зато отли... |
Классика джазаДжаз нужно уметь слушать. Может, он не всегда сразу всем понятен, но это музыка благодарная – в ответ он подарит вам много новых ощущений,... |
Slaumm & Myod - Brasil Winter (Radio edit)Бывает так, что ошибки делают трек интересней. – Coca Bonga Совместный трек с непревзойденными музыкантами и экспериментаторами, группой Myod . Р... |
Февраль 2010: Европа джазуетПосле достаточно спокойного января, когда появилось совсем немного новых интересных джазовых дисков (П.Мэтини, Хироми, Мэйса, Д.Сэнборн), в феврале ... |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |