KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАОдин из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-хНичто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отмененКризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Новый джаз - События и фестивали
Инфо-Джаз планирует сделать регулярным публикацию материалов о джазовых фестивалях в России и мире. И начать мы решили с небольшого обзора израильского джаза и знамениого фестиваля в г. Эйлат Red Sea Jazz Festival (Джаз на Красном море).
Статья подготовлена по материалам израильской прессы.
Фестиваль Джаз на Красном мореИзраиль джазовая страна. Более чем вековая история серьезного академического музыкального образования и исполнительства (первый оркестр зазвучал в Ришон-ле-Ционе в 1896 году) помноженная на постоянный не только политический, но и культурный контакт с Америкой и природные чувство ритма и склонность к импровизации у евреев, выросших в азиатских и североафриканских странах, не могли не привести к возникновению джазовой культуры. И хотя в 1962 году на концерте Луи Армстронга в Тель-Авиве было всего несколько десятков человек, уже в 70-е годы существовали джазовые ансамбли, участники которых время от времени отъезжали в Штаты повышать свою квалификацию, возвращаясь с опытом, мастерством и готовностью передать их другим. Возникли джазовые классы в музыкальных школах (в Израиле их называют консерваториями), в 1987 была основана чисто джазовая консерватория Римон , а чуть позже в Иерусалимской музыкальной академии был открыт джазовый факультет. Джазовые гастролеры приезжали постоянно, при этом количество поклонников жанра постоянно увеличивалось.
С начала 70-х годов здешняя армия джазменов стала активно пополняться коллегами из СССР. Одно перечисление советских джазменов, приехавших в Израиль, напоминает афишу серьезного фестиваля где-нибудь в Питере, Нижнем Новгороде или ДК Москворечье . Многие из них – выходцы из стран Балтии: бывшие вильнюсцы Ганелин и Кунсман, Пташка, Майстровский, Айзенберг, Липкович, Кулль, бывший рижский саксофонист Борис Гаммер, нынешний профессор джазового отделения музыкальной академии им. Рубина в Иерусалиме бывший рижанин Нахум Переферкович …
Часть этих и других, более молодых и менее известных в стране исхода музыкантов влились в израильские ансамбли и поступили на работу в консерватории и академию, часть занялись другим ремеслом, с любовью поигрывая джаз от случая к случаю. Некоторые покинули Израиль в поисках лучшей жизни…
В конце 70-х джаз стал неотъемлемой составляющей Фестиваля Израиля – ежегодного форума разных жанров искусства, проходящего с 60-х годов в Иерусалиме, а к середине 80-х израильские джазмены созрели для организации собственного международного фестиваля.
Идея проводить в Израиле ежегодные международные джазовые фестивали принадлежит Дани Готфриду, в середине 1980-х считавшемуся лучшим джазовым пианистом страны. Но чтобы идея стала реальностью, пришлось преодолеть немало трудностей. Джаз – искусство некоммерческое. Сам Готфрид и его единомышленники не слишком рассчитывали на то, что им удастся сразу же найти спонсоров. Все понимали: дальнейшую судьбу джазовых праздников решит первый фестиваль. В 1980-е Эйлат еще не был избалован туристами, и власти города согласились предоставить музыкантам площадку для выступлений. Концертного зала в Эйлате не было. Кто-то предложил устраивать концерты прямо на набережной у порта.
майкл БреккерДани Готфрид поехал в Нью-Йорк, пошел к американским джазистам-евреям, попросил их приехать и выступить бесплатно. На первый фестиваль в 1987 году прибыли выдающиеся джазмены-евреи Майкл Брекер, Мэл Льюис, Рэд Родни и несколько еврейских ансамблей. Со всего Израиля съехалась публика. Появились деньги для следующего фестиваля. Праздник стал традиционным и получил название “Джаз на Красном море” (Red Sea Jazz Festival).
За истекшие годы в Эйлате выступили все (!) лучшие джазмены нашего времени – Элвин Джонс, Чик Кореа, Ди Ди Бриджуотер, Джордж Колмен, Бред Мелдау, Эрик Трюфаз, Джон Скофилд, Даян Кролл и многие другие. За годы фестивалей в Эйлате побывало более 1000 зарубежных музыкантов, и сегодня фестиваль на Красном море считается одним из престижнейших в мире, и чтобы попасть на него, музыканты зачастую стоят в очереди.
За 23 года существования фестиваль зарекомендовал себя как одно из лучших событий в мире джазовой музыки вообще. За эти годы количество гостей фестиваля выросло из нескольких сотен в 1987 году до многотысячной аудитории (рекорд – 70 000 слушателей). Многие туристы со всего мира планируют свой отпуск и поездку в Израиль именно «под фестиваль джаза». И это неудивительно, поскольку они получают редкую возможность посмотреть выступления не только израильских исполнителей, но и послушать многих мировых джазовых звезд.
Прослышав о фестивале, сюда потянулись хиппи и прочие вдохновенные бродяги. На окраине города прямо у иорданской границы появился палаточный городок, который со временем занял заметное место в ряду мировых «тусовочных» мест, таких как индийский Гоа, испанская Ибица или египетский Дахаб.
Израильские музыканты играют не последнюю роль на мировой джаз-сцене. Среди них и художественный руководитель фестиваля 2009 года, джаз-контрабасист и композитор Авишай Коэн, прославившийся сотрудничеством с Чиком Кориа, и его тезка-однофамилец трубач Авишай Коэн, признанный журналом «Даун Бит» лучшим молодым джазистом 2006 года, и Эли Деджибри – штатный саксофонист Херби Хенкока, и многие другие, – все они прошли школу эйлатского джаз-фестиваля. Современная израильская джаз-школа в Америке считается на сегодняшний день одной из самых сильных за пределами США. И очень многим обязана она той бурлящей джазовой жизни в Израиле, опорой которой является эйлатский джаз-фестиваль.
Dee Dee BridgewaterВ этом, 2009 году, за четыре фестивальных дня на сцену вышли 22 состава различной степени сложности (11 зарубежных и 11 израильских), было проведено 36 только официальных выступлений.
Хейдлайнерами фестиваля числились: Джон Скофилд (John Scofield & the Piety Street Band), одна из лучших вокалисток современного джазового мейнстрима Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater Quintet), нью-йоркский пианист французского происхождения Жан-Мишель Пилк (Jean-Michel Pilc Trio), Курт Розенвикель (Kurt Rosenwinkel Band) и саксофонист-кларнетист Пакито Д'Ривера (Paquito D'Rivera Quintet), обладатель 9 наград Грэмми , один из самых известных и авторитетных кубинских латино-джазовых музыкантов.
Читайте: |
---|
Ладовый джазК концу 50-х годов наиболее творческие музыканты столкнулись с проблемой усложнения гармонических средств, используемых как в хардбопе, так и в куле... |
БибопВ начале 40-х годов многие творческие музыканты начали остро ощущать застой в развитии джаза, возникший из-за появления огромного числа модных танце... |
Ранний кулПризнаки кула можно обнаружить в манере игры Майлса Дэйвиса еще в 1945 году, когда он был участником ансамблей Чарли Паркера. Невозможность подражат... |
HardBopВ противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов ... |
Биография Уэса Монтгомери (Wes Montgomery)Настоящее имя: Джон Лесли Мотгомери (John Leslie Montgomery) Родился: 6 марта,1925, Индианаполис, штат Индиана, США Умер: 15 июня,19... |
Олег Лундстремнародный артист России, лауреат Государственной премии РФ, руководитель старейшего в мире джазового оркестра 1916. 2 апреля в г. Чит... |
9 Lazy 9 - Paradise BlownЛейбл: Ninja Tune Формат: CD Страна: Великобритания Дата выпуска: март 1994 Стиль: Breakbeat, Trip Hop, Downtempo |
Slaumm & Myod - Brasil Winter (Radio edit)Бывает так, что ошибки делают трек интересней. – Coca Bonga Совместный трек с непревзойденными музыкантами и экспериментаторами, группой Myod . Р... |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |