Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...


Cаксофонист Hank Crawford (1934-2ОО9)

Классика джаза - Джаз история

cаксофонист hank crawford (1934-2оо9)

29 января в своём доме в Мемфисе в возрасте 74 лет умер один из круп-нейших саксофонистов так называемой «мемфисской школы» — Хэнк Кроуфорд. По словам родных музыканта, его здоровье неуклонно ухудшалось с 2000 г.. когда он перенёс инсульт.Бенни Росс Кроуфорд-мл. родился в Мемфисе 21 декабря 1934 г. и, как многие афроамериканцы на Юге, начал приобщаться к музыке в церковном хоре, которому в десятилетнем возрасте аккомпанировал на фортепиано в Спрингдейлской Миссионерской баптистской церкви. Он окончил среднюю школу Manassas High Shool, где вместе училось много будущих джазовых звёзд — Джордж Коулман, Хэролд Мэйберн, Чарлз Ллойд. Хэнк Кроуфорд впервые заиграл на саксофоне в школьном ансамбле The Rhythm Bombers.В конце 40-х и начале 50-х гг. прошлого века молодой Хэнк уже был заметным участником музыкантского сообщества так называемого «среднеюжного» (Mid-Soutb) направления танцевального ритм-н-блюза и играл с местными блюзовыми звёздами — Айком Тернером, Би Би Кингом и Бобби «Блю» Блэндом. Прозвище Хэнк ему дали именно в Мемфисе — за то, что он, по общему мнению, выглядел и играл как мемфисский саксофонист более старшего поколения, Хэнк О'Дэй.

После школы Кроуфорд переехал в Нэшвилл, где изучал музыку в Университете штата Теннеси и заодно работал студийным музыкантом, записывая танцевальные ритм-н-блюзовые номера и рок-н-ролл: у него была собственная рок-н-ролльная группа Little Hank and the Rhythm Kings, а кроме того, он участвовал в университетском оркестре Tennessee State Jazz Collegians, где играл не только на альт-саксофоне, но и на баритоне. Именно в Нэшвилле в 1958-м Кроуфорд впервые встретился со звездой ритм-н-блюза и нарождающейся музыки соул — Рэем Чарлзом, штатным альт-саксофонистом ансамбля которого стал в 1959-м, вскоре заняв и пост музыкального руководителя группы Рэя. Кстати, основных саксофонистов в группе было два — Хэнк работал там вместе с тенористом «Фэтхедом» Ньюманом, с которым его впоследствии связывали дружба и регулярное участие в записях друг друга и который ушёл из жизни всего за несколько дней до Кроуфорда.«Я многому научился у Рэя в плане ансамблевой дисциплины и фразировки,— вспоминал позже Кроуфорд.— Часто он мне не давал спать по ночам — диктовал мне аранжировки. Я у него многое узнал о голосоведении и о том, как добиваться этого широкого, душевного звучания. Я думаю, я инстинктивно это знал и до него, но он просто помог мне это освоить».В 1963-м Хэнк ушёл от Гения Соул (таково было полуофициальное звание Рэя в шоу-бизнесе — The Genius of Soul), чтобы создать собственный септет; но к этому моменту саксофонист уже выпустил несколько сольных альбомов для крупнейшего независимого лейбла Atlantic. Всего с 1960 по 1970 гг. Кроуфорд записал для этой фирмы двенадцать альбомов, которые стилистически балансировали на грани джаза и ритм-н-блюза, закладывая основу будущему «мягкому» или «гладкому» (smooth) джазу (крупнейшая звезда «современного» — contemporary — джаза, саксофонист Дэвид Санборн, называет Кроуфорда среди своих самых сильных влияний). Кроме того, Хэнк много записывался в качестве солиста на альбомах ритм-н-блюзовых или соул джазовых звезд, а также писал для них аранжировки: его оркестровки и игра звучат на записях вокалистки Этты Джеймс, певца Лу Роулза, органиста Джимми Макгриффа и певца-пианиста Доктора Джона.Сольные работы Кроуфорда в 1970-е выходили па лейблах идеолога раннего «гладкого» джаза — продюсера Крида Тейлора, главным образом не на СTI (там появилась только одна его пластинка), а на его филиале Kudu, который был ориентирован на соул-джаз; его запись 1975 г. «I Heart a Symphony» достигла 11-й позиции в джазовом хит-параде и даже фигурировала во второй сотне поп-альбомов года по версии журтила Rolling Stone. Кроуфорд был одним из первых музыкантов, кого Тейлор пригласил на Kudu, и одним из последних, кто в период заката СTI и его филиала оставался верен Криду — вплоть до 1978 г., когда компания Тейлора была подвергнута банкротству. С 1983 г. Хэнк Кроуфорд перешёл на Milestone Records, где оставался до конца 1990-х, активно выпускал собственные альбомы, а также писал музыку, аранжировки и записывал партии альт-саксофона для других звёзд лейбла, среди которых были гитарист Мелвин Спаркс и органист Джимми Макгрифф (с последним Хэнк записал четыре совместных альбома и много гастролировал по Европе), Финальный. 14-й (считая четыре с Макгриффом) его альбом, записанный для Milestone в 1997 г. — «After Dark» — заканчивается трогательной инструментальной версией знаменитого спиричуэла «Amazing Grace», в котором публике, знающей историю Хэнка, так несложно было услышать намёк на его ранние детские музыкальные переживания в мемфисской баптистской церкви.«Мой подход к игре можно назвать вокальным,— говорил он.— Я не «технарь», я пою на инструменте. В моей игре почти можно услышать слова песен».С конца 1950-х и до конца 90-х Кроуфорд жил в Нью-Йорке, но перенесенный им в 2000 г.инсульт заставил музыканта вернуться в Мемфис, где его обширная семья могла обеспечить ему заботу и уход. Когда Хэнку стало чуть получше, он начал вновь выезжать в Нью-Йорк, но базироваться продолжал в родном городе. Однако к активной музыкальной деятельности он так и не вернулся.Как ни странно узнать, что два ведущих саксофониста классического ансамбля Рэя Чарлза ушли из жизни буквально в течение одной педели, но ощущение странности усиливается, когда мы узнаём, что за две недели до Хэнка умер и третий саксофонист того же ансамбля (с 1957 по 1977гг.) — баритонист Лерой Купер. 15 января он ушёл из жизни в Орландо, штат Флорида, где с конца 1970-х на протяжении двадцати лет руководил оркестром Диснейленда, Ему было 80 лет.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Nu Jazz

Само слово Nu jazz появилось в конце 90х для обозначения стиля, в котором смешались элементы джаза и других стилей - фанка, соул, танцевальной элект...

Bebop

Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными и...

Сверяем ответы на вопросе о джазе

1. Для начала, пара вопросов о герое дня. Крис Вашбурн создал более двадцати композиций для тромбона и записал более 150 композиций, 17 из которых п...

Acid Jazz

Так что же такое Acid Jazz? Это фанковый музыкальный стиль со встроенными элементами джаза, фанка 70-х годов, хип-хопа, соула и др. стилей. Он может...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз история - Cаксофонист Hank Crawford (1934-2ОО9)

Легенды джаза:

Джазмены о джазменах: Чарльз Мингус о Чарли Паркер

News image

Джазмены о джазменах, творец о творце - это отдельная история, и, наверное, всем понятно - почему ... Ниже позволим себе привести пару ...

Чет Бейкер

News image

Чесни Генри Бейкер младший по прозвищу «Чет» (Chesney Henry Chet Вaker), выдающийся американский трубач, родился 23 декабря 1929-го года...

Новые впечатления:

Русский джаз из Голландии

Так получилось, что музыканты разных жанров живут в разных музыкальных мирах. Академисты в своём, джазмены в своём, и народники в своём. И каждый му...

Esbjrn Svensson Trio

Есть музыка, которая мне никогда не надоест. Я слушал множество различных направлений и групп, и только некоторые из них до сих пор остаются для мен...

Авторизация

It only takes 2 minutes -