Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...


Алексей Семенович КОЗЛОВ

Новый джаз - Обозревая современный джаз

алексей семенович козлов

(р. 1935)

«Золотой саксофон России» - Алексей Семенович Козлов родился 13 октября 1935 года в Москве в музыкальной семье. Мать была теоретиком и преподавателем музыки. Прадед по материнской линии, П. И. Виноградов, был протоиереем и ключарем Успенского собора Московского Кремля.

Вот что говорит Козлов о начале своего джазового пути: «Я начал играть в 1957 году, в памятные дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Здесь я увидел много джазовых групп, впервые услышал игру великолепного английского саксофониста Джо Темперли. Я много знал о джазе, но не думал, что когда-нибудь сам буду играть. Это казалось мне очень сложным, почти недоступным.

И вот на фестивале молодые джазмены, мои сверстники, впервые показали мне, как держать саксофон, как на нем играть. Я начал с азов, увлекся, да так - что на всю жизнь. Я учился ощупью, не по учебникам (их не было в то время), а на живых примерах. Ориентировался, прежде всего, на наших саксофонистов - Гараняна, Зубова. Их опыт прибавил мне смелости.

Но я понимал: то, что я делаю, - наивно. У многих из нас, молодых музыкантов, уровень тогда был невысок. Но зато энтузиазма - хоть отбавляй. Мы все так начинали».

Встречи советских музыкантов со своими иностранными коллегами на джазовом конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов оказали большое влияние на дальнейшее развитие джаза в нашей стране.

В 1961 году Козлов принимает участие в создании первого в СССР джазового кафе «Молодежное», где играет со своим квинтетом до 1966 года. В 1962 году этот ансамбль впервые представлял советский джаз на зарубежном фестивале «Джаз-джембори» в Варшаве. Козлов играл на саксофоне-баритоне. В программе советских джазменов впервые прозвучала пьеса «Господин Великий Новгород» А. Товмасяна.

Фирма «Польские награния» выпустила две пластинки с записями фестиваля. В том же памятном 1962-м Козлов окончил Московский архитектурный институт. В 1964 году первую джазовую запись на гибкой пластинке «Квинтет А. Козлова» выпустил журнал «Кругозор», затем вышли записи «Квартета» на виниловых пластинках: «Джаз-65, 66, 67”.

С конца 1966 по 1968 год Козлов работал в оркестре «ВИА-66» под управлением Юрия Саульского. «Овладевая тем или иным стилем, - пишет Саульский в своей книге, - А. Козлов делал это фундаментально, подводя каждый раз теоретическую базу, объясняя и доказывая преимущество именно этого, а не какого-либо другого направления современного джаза.

Так, в 60-е годы, после увлечения стилем би-боп и знакомством (во время работы в оркестре ВИА-66) со спецификой биг-бэнда и аранжировкой для него, молодой музыкант уделяет большое внимание модальному джазу, возглавят ряд ансамблей и групп, играющих в этом стиле. Тогда же, наряду с интерпретацией джазовой классики и музыки, характерной для новых веяний в джазе, А. Козлов пишет первые собственные композиции для биг-бэнда и различных видов комбо.

В этих композициях чувствовалось, что их автор хорошо осведомлен обо всем, что происходит в мире современного джаза вместе с тем в его музыке проявлялись и индивидуальные черты - как в тематизме, так и в конструктивных элементах, в форме”.

На рубеже 1960-х-1970-х годов происходит постепенное сближение джаза и рок-музыки. Становится ясно, что джаз и рок близки друг другу. Проходит еще несколько лет, и джаз-рок и стиль «фьюжн» стали объективной реальностью.«В 1972 году я поехал на фестиваль в Будапешт, - рассказывал Козлов - Здесь я увидел одну рок-группу с хорошей звуковой аппаратурой. Как ни странно, вся эта музыкальная сверхгромкость меня не испугала.

Наоборот, даже привлекла, как новое эстетическое явление. Я решил в нем разобраться. В том же году на московском джазовом фестивале, проходившем в «Ударнике», я вывел на сцену несколько необычный состав, более похожий на камерный оркестр - были в нем скрипка, виолончель, контрабас. Сам я играл на саксофоне-альте, имитируя альт струнный. Именно тогда я написал несколько «псевдострунных» пьес. Любителей традиционного джаза эта музыка шокировала, они говорили, что джаза здесь нет. И правда, расслышать джаз было нелегко. Но он все-таки существовал - как контекст.

Вот что важно - джазовый контекст! Это был мой первый шаг к джаз-року. Современная музыка характерна тем, что в ней можно использовать все, что угодно, любые средства и приемы, если это поставлено в единый контекст, объединено общей художественной задачей.

Я вдруг понял, что мои скачки из одного стиля в другой, в чем меня нередко упрекали даже друзья, теперь могут мне пригодиться для работы в современном джаз-роке”.

В 1973 году, на базе экспериментальной джазовой студии ДК «Москворечье» Козлов начинает собирать молодых музыкантов, получивших опыт в самодеятельных рок-группах. Он задумывает создать принципиально новый по стилю ансамбль, где бы соединились свойственное молодежи чувство рок-музыки и его собственный большой джазовый опыт.

Козлов вспоминает: «Уровень музыкальной подготовки играющих в этих группах был невероятно низок. Они и держались вместе прежде всего по причине своей профессиональной слабости не зная музыкальной грамоты и нот, играя по стереотипам, лишь заучивая наизусть скопированные партии, они не могли столь легко входить в творческий контакт с новыми музыкантами, как это удавалось опытным джазовым исполнителям. В конце концов, после долгого отбора, я собрал ансамбль из студентов Московской консерватории и Гнесинского института. Солидный профессиональный уровень музыкантов позволил мне быстро найти с ними общий язык”.

Довольно скоро «Арсенал», названный «джаз-рок-ансамблем», становится профессиональным коллективом.«В 1976 году «Арсенал» взяли на работу в Калининградскую областную филармонию, - рассказывает Козлов - Стало ясно, что на нас можно хорошо заработать. График концертов планировался на два года вперед исходя из нормы - 13 концертов в месяц (меньше невыгодно, а больше - запрещено, чтобы мы не обогатились).

За 15 лет работы график ни разу не нарушался, более того, я знаю случаи, когда конфликты с руководителями популярных групп или с поп-звездами заканчивались плачевно для крупных администраторов из филармонии. Кроме того, существовала и практика «левых» концертов, в которых использовались популярные артисты советской эстрады, минуя государственные организации. Гонорары здесь превышали советские ставки во много раз.

За легендарными «левыми» администраторами гонялось ОБХСС, периодически кто-то из них садился в тюрьму, кто-то выходил, но концерты продолжались. Эти люди были гениями советского подпольного менеджмента и заслуживают памятника от своих продолжателей”.

На «Джаз-Джембори» 1978 года в Варшаве критика высоко оценила в игре «Арсенала» интересную разработку национально-стилевых элементов музыки, особенно русской. Известный польский певец Чеслав Немен писал, что он почувствовал в исполненных ансамблем пьесах родство с музыкой Сергея Прокофьева.

После Польши последовали выступления на «Джаз-Уикэнд» (Венгрия, 1979), «Берлинер джаз-таге» (Западный Берлин, 1980), «Неделе джаза» (Братислава, ЧССР, 1980). Участвовал «Арсенал» и в отечественных джаз-фестивалях в Риге (1976), Тбилиси (1978), Москве (1978), а также фестивалях искусств «Киевская весна», «Белая акация» (Одесса), «Звезды над Самаркандом» (1979) и в культурной программе Олимпиады-80.

В 1980 году увидели свет сольные диски «Арсенала» фирмы «Мелодия”. С конца 1970-х годов в концертных шоу-вечерах «Арсенала» стали появляться стилизации под танцевальную музыку 1920-х-1930-х годов. Первая такая композиция - «Рэггайм» была сыграна Козловым в 1979 году. «Рэггайм - стиль фортепианной легкой музыки, трансформировавшейся в конце XIX века из бытовых танцев - полек, галопов и маршей, - пишет А. Е. Петров. - Он отличается ровным, чеканным ритмом левой руки пианиста и острыми, синкопированными фигурациями в правой отсюда само название жанра: рэггайм, то есть «рваный», или «дергающийся», ритм. Козлов очень остроумно обыгрывает его синкопы. Еще более комичными выглядят у него «шаги» басов, так как он вводит совершенно немыслимые для традиционного рэггайма нечетные размеры, например трехдольные, - музыка начинает как бы «прихрамывать», припадать на одну ногу. В другом месте введен период на 15/4, будто кто-то ошибается и не доигрывает обычный 16-дольный рисунок”.

В загадочный и тревожный мир уводит другая композиция Козлова начала 1980-х годов - «Фокстрот», написанная с использованием мелодии датского трубача Палле Миккельборга «Каменный лес”.

Как отмечает А. Е. Петров: «В «Фокстроте» два контрастных образа. Первый погружает в мир ностальгических звучаний 30-х годов: мерно проигрывается грустно-веселая тема, то легкомысленно-мажорная, то таинственно-минорная.

Но вот саксофонист чуть прибавляет темп. Потом играет еще быстрей. И еще. Мягкое пританцовывание переходит в стремительный, вихревой полет.

Но солисту и этого, кажется, мало: еще скорей, еще жарче, вперед, вперед! В импровизации саксофона, словно во сне или в кино, мелькают обрывки мелодий, знакомые и незнакомые темы, клочки напевов и популярных когда-то модных танцев. Но несмотря на все свое якобы веселье, звучат они как-то нехорошо и неуютно. Мало-помалу рисунки начинают деформироваться, а веселая улыбка превращается в откровенную гримасу.

Танец доходит до запредельного темпа - быстрей играть просто нельзя! - и в этот момент «фокстрот» сам собой разрушается. Пауза. И возвращение к исходному медленному неспешно плывущему ритму, репризе щемящей, грустно-веселой или весело-грустной темы. В этой композиции Козлов далек от любования прекрасной идиллией. Он знает, что идиллии не было. Так что же было? Смутное чувство опасности.

В «Фокстроте» Козлов, как мне думается, стремится передать определенную эпоху - предгрозовую атмосферу конца 30-х годов, когда стали различимы первые сполохи грядущего военного урагана, когда возникло ощущение надвигающегося катаклизма. »В 1983 году музыкант делает шаг к своей давней мечте - созданию джазового театра. «Арсенал» показывает отделение концерта как непрерывную серию театрализованных музыкальных миниатюр. Главный «герой» каждой из них - импровизирующий солист-инструменталист.

Соло же его подчинено определенному сюжету. Это можно определить по названию композиций - «Путешествие на корабле», «Жизнь манекенов», «Прогулка”.

В перестроечные годы к Козлову приходит официальное признание - в 1991 году увидели свет компакт-диски «Алексей Козлов и его группа «Арсенал», «Неизвестный «Арсенал”. В 1989 году вышла его первая книга «Рок-музыка: истоки и развитие”. В 1998-м была опубликована его автобиографическая книга «Козел на саксе”.

Алексей Семенович женат. Его сын Сергей стал одним из лучших кинооператоров России.

«Может быть, я пытаюсь выдать желаемое за действительное, - говорит Козлов, - но есть подозрение, что в ближайшие годы мы станем свидетелями и участниками возрождения концертной практики в России Конечно, на новой финансовой и организационной основе, как это и происходит уже во многих регионах.

Пока это носит более общий характер фестивалей искусств, тематических фестивалей (джаза, авторской песни, камерной или симфонической музыки) и держится на солидном спонсировании местными магнатами и администрацией городов. Пока местные филармонии скованы дурацкими финансовыми ограничениями в проведении коммерческих концертов и отдают всю инициативу в руки частных дельцов, заинтересованных лишь в личной выгоде.

Но надежда есть, и, как ни странно, на народ, на наш оболваненный народ, который накушается дешевой поп-баланды вдоволь и захочет чего-то более питательного, вкусного и натурального. И не под фонограмму. Публика вновь придет на концерты и будет платить свои кровные, честно заработанные деньги за честный труд артистов, занявших вновь свое достойное место на сцене”.

ИСТОЧНИК: Смирнова В. В., Самин Д. К. 100 великих музыкантов. – М.: Вече, 2002.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Третье течение

Термин третье течение (third stream) был введен критиком Джоном Уилсоном (John Wilson). Он обозначил альтернативу, а точнее - варианты синтеза пер...

Джазовый авангард – время расцвета

Вторая половина 60-х годов - замечательный период в истории культуры ХХ столетия. Это было время расцвета самых разных идей, время смешения и взаимо...

Big Band

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый биг-бендом...

Funk

Фанк (funk) — направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Современный джаз - Алексей Семенович КОЗЛОВ

Легенды джаза:

Классика джаза

News image

Джаз нужно уметь слушать. Может, он не всегда сразу всем понятен, но это музыка благодарная – в ответ он подарит вам много новых ощущений,...

Oscar Peterson – so mine and do hope yours as well

News image

Об Оскаре можно говорить долго и интересно, но Музыка его озадачивает, радует лучше и глубже всего. Хочу избежать лишних слов, необратимо ...

Новые впечатления:

4 Hero - Creating Patterns

Лейбл: Talkin' Loud Classics Формат: CD, Album Страна: Великобритания Дата выпуска: 2006 Стиль: Breakbeat, Future Jazz

Esbjrn Svensson Trio

Есть музыка, которая мне никогда не надоест. Я слушал множество различных направлений и групп, и только некоторые из них до сих пор остаются для мен...

Авторизация

It only takes 2 minutes -