Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Обозревая современный джаз

Новый джаз - Джазовый фестиваль

обозревая современный джаз

Хотелось бы сделать небольшой обзор современного джаза и всего того, что с ним связано, тем более тем создано уже достаточно. Естественно, этот обзор далеко не полный, однобокий и отражающий моё видение, однако должен помочь сформировать общую картину многоплановости современных джаз-ориентированных коллективов. Попытаюсь обратить ваше внимание на стилистические взаимопроникновения и на культурные очаги джазовой музыки, тем более интересующиеся, надеюсь, есть. Итак, поехали.

В подобных обзорах главная проблема -- с чего начинать и как делить? Начнём, пожалуй, по движению Солнца -- с Востока, а делить будем по очагам со стилистическими отступлениями.

Япония. Чукотский джаз мне неведом, поэтому страна восходящего солнца -- первая в списке. На этом форуме никому не надо объяснять, какое место занимает Япония в современной музыке. Пожалуй, всё многообразие современного джаза легче всего показать именно на примере этой страны. Более того, начинающим слушателям и интересующимся я буду рекомендовать начать именно с японских групп , хотя и заканчивать -- ими же.

Подробности о японском джазе

Smooth-джаз

Это самое легкоусваиваимое направление, которое зачастую ассоциируется с саундтреками к красивым сценам, романтическим и природным картинкам, с фоновой инструментальной музыкой. А у вас ещё остались кассеты Romantic Collection? Именно такой джаз обычно играет в ресторанах, усиливая процесс саливации у толстопузых посетителей. Этнические вкрапления приветствуются, и в этом мы убедимся, когда доберёмся до других стран. Вообще, эта музыка не для Неформата, но яркие представители подобного направления есть и здесь. Японию представляет:

Keiko Matsui -- Смотрим клип и релаксируем. По-моему, приятнейшее знакомство с джазом, не так ли?

Hiromi Uehara -- и ещё одна очень приятная девушка-пианистка, которая проявляет себя в первую очередь во фьюжне, о котором речь пойдёт ниже.

Поп-джаз, фанк, ска-джаз

После релаксации надо немного встряхнуться. Именно такие доступные уху стили будут лучшим продолжением для тех, кто уже доел свои суши под смус-джаз. В Японии такой джаз -- это модно (стадионы собирают), поэтому здесь мы увидим всяческих модников (начиная от хип-хоперских прикидов до фриковских костюмов).

О самых ярких представителях смотрите темы:

Soil & PIMP Sessions -- Также смотрим видео и понимаем, что, может быть, всё-таки почаще заходить в Джаз/Блюзовый раздел. Очень заводные, модные и популярные, но вряд ли сравнятся по масштабности со следующим коллективом:

Shibusashirazu Orchestra -- посмотрите видео и оцените масштаб действа!! Грандиозное фрик-шоу с национальными признаками зауми. Осторожно, ансамбль помимо попсы и ска мочит забубеннейший фри-джаз.

Tokyo Ska Paradise Orchestra -- И ещё одни собиратели стадионов.

Ну что, у вас ещё остались сомнения в том, что современный джаз -- это многомерное масштабное явление, которому стоит уделять своё внимание?

Если да, то переходим к джаз-роковым коллективам Японии, ибо рок должен быть ближе форумчанам.

Джаз-рок/фьюжн

Зачем говорить о наследии Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever, если вы их ни разу не слушали? Или всё собираетесь, но всё руки не доходят? В общих чертах, это слияние джаза и рока + всякие другие примеси (этника, метал и т.д.).

Не думайте, что фьюжн означает сверх техничное долбание по струнам, которое понимают только музыканты. За доказательствами отправляемся опять к японцам. И раз уж мы начали говорить о фриках, то в Японии умеют сделать шоу из любой весёлой музыки:

Naikaku тому ярчайший пример, чего только стоит видео с поеданием Доширака. Эту группу очень рекомендую всем рок-н-рольщикам!

Есть в этом направлении и более серьёзные и спокойные ребята:

TRI-Offensive -- Ну что тут думать, что гадать? Японский фьюжн -- надо выкупать!

ExhiVision - Аналогично!

East Wind Pot -- наследники традиций.

Qui -- очень приятный коллектив с флейтой.

Пост-рок+джаз-фьюжн, nu jazz, лаунж

Не могло ускользнуть от внимания музыкантов страны Ниппон смешение джаза и пост-рока (да какой там пост-рок -- просто спокойный инструментальный рок без заморочек), джаза и электроники (это и есть ню джаз). Здесь наиболее отличились мастера играть на клавишных инструментах:

Mouse On The Keys -- мышь на клавишах просто должна вас увлечь своим атмосферным звучанием.

jisue (темы нет, поэтому краткие впечатления)

Цитата: jizue - jizue (2009)

Японцы изрядно поднаторели во всяком современном джазе и необычных благозвучных (и не очень) сочетаниях. Ещё один, ничем не уступающий Mouse on the Keys по приятности прослушивания. Лёгкий фортепианный джаз и атмосферные переборы на гитарах -- всё как и надо для услады ушей.

mama!milk -- А здесь мы имеем дело с клавишами иного рода -- клавишами аккордеона. И играет на нём хрупкая японская девица при поддержке небольшого ансамбля. Я опять весь в мурашках от видео в шапке темы.

Именно здесь хотелось бы обратить внимание на большое влияние французской музыки на японские группы. У МамыМилка это влияние проявляется в солирующем аккордеоне, создающем атмосферу парижских улочек.

Но и более жёсткая музыка не ускользнула от влияния Франции -- а именно придуманного группой Магма стиля -- зеул, который в основе имеет всё тот же джаз рок с усиленной функцией перегруженного баса.

Авант-джаз, Авант-фьюжн

Да, вы правильно поняли, здесь читать только подготовленным товарищам. А я то думаю, почему мне Bong так легко идёт после прослушивания нового альбома от одного из самых техничных барабанщиков планеты:

Tatsuya Yoshida -- тут даже комментировать не буду: либо нравится (причём очень сильно), либо шо попало/от балды/бред - это же есть такой стиль, японский, там на вокале сумоисты обычно (копирайт).

И как вы правильно догадались, французский зеул сильно повлиял на этих технарей, только вот в восточном прочтении он стал более безбашенным и искромётным, например, как у: Le Silo

И ещё неколько родственных авант-джаз-роковых коллективов:

Tipographica(из раздела Рок)

Vincent Atmicus (из раздела Джаз/Блюз)

Seikazoku(из Дистортеда)

Музыка Японии у меня часто ассоциируется с понятием шиза , но это в большей степени относится только к тем группам, где властвует фри-джаз:

Otomo Yoshihide -- если для вас слишком мягок олдовый фри-джаз, то послушайте...

А встречаются и совершенно невообразимые сочетания:

Z -- невероятный фристайл с элементами фри-джаза, пост-хардкора, инди, фолка и чего-то не понять ещё! Япония, а чего же вы ещё хотели.

Собственно, замороченного авангардного джаза в Японии тонны, даже акустический (без гитар и примочек) он может вызвать несварение желудка и заворот ушей, поэтому о нём умолчим, как о не соответствующем современным тенденциям.

Отдельная серия альбомов New Japan , выпускаемых американским лейблом Tzadik посвящена именно японской музыке.

Думаю, Япония предстала для вас во всех красках и вы начали подумывать о том, чтобы окунуться в звучание современного джаза.

Следующий пункт по движению Солнца --

Индонезия. Таким разнообразием, как у Японии, эта страна похвастаться, конечно, не может. Однако у индонезийских групп есть своя фишка. Экзотика и этника, совмещённая с захватывающим фьюжном -- это, видимо, уже визитная карточка индонезийских коллективов.

И пара примеров с Неформата.

Anane -- джаз здесь не главный, однако имеет место быть, и опять заметен французский след - зеул.

SimakDialog -- рекомендую посмотреть видео в теме, всё станет понятно: этнические перкуссии и классический фьюжн.

Индия. Ещё один очаг азиатской экзотики, которая уже давно стала частью World Music. Опять вспоминаются кассеты из детства под названием Будда Бар. Возникновение и постоянное обращение к Индии в западной джазовой музыке -- это во многом заслуга следующих коллективов и личностей: Ravi Shankar (ситар), L. Subramaniam (скрипка), The Mahavishnu Orchestra и John McLaughlin (а именно проект Shakti -- всем качать Remember Shakti - 2000 - The Believer и Remember Shakti - 2001 - Saturday Night in Bombay). В тех отголосках, которые доходят до нас, читается, что Индия -- достаточно консервативная страна в плане развития джаза, поскольку огромное разнообразие этнических инструментов, и звуки ситара и таблы столь волшебны, что и не нужно ничего придумывать нового и изобретать велосипеды. Атараксия, полная атараксия Оммммммм.

Современные экспериментаторы на базе индийской культуры не очень далеко уходят от пионеров 60-70-х годов XX столетия. Вот несколько примеров под спойлером:

Подробности о наследии индусского джаза

Sangam Project (Индия -- Россия)

Цитата: О проекте: http://www.jazzvrn.ru/artists/single/Sangam. Всё то же лёгкий акустический фьюжн с применением таблы. Мы же уже слышали такое на альбомах Закира Хуссейна при участии МакЛафлина ещё в 1987 году., только на более высоком исполнительском уровне, а тут имеем смус-джаз с этно-фьюжном = музыка для саливации Прем Джошуа (Германия)

Ещё одно активно развивающееся направление джаза, синтезированного с индийской традицией, это медитативная электроника: ню-джаз, лаунж, трип-хоп, в общем, музыка для рэйверов

Даже в моём провинциальном городе есть коллектив, исполняющий лаунж с ситаром: Diggadgy. А Према Джошуа почему-то причисляют к пионерам электронного этно-фьюжна, хотя это совсем не так, впрочем, слушайте сами на видео

Вот такая однобокая Индия без лишних экспериментов, а они здесь и не нужны

Дальне - и Юго-Восточная Азия, как вы поняли, намного более новаторская и экспериментальная, чем Индия.

Что говорилось об Индии, то же самое можно сказать и об остальных странах Азии. Не исключаю, что это может быть связано со скудной информацией на просторах всемирной паутины или с языковым барьером и узкой направленностью на внутреннюю культуру страны. Всё, о чём я слышал -- это иранский метал-фьюжн, который, естественно, был сдобрен ориентальным колоритом, и некоторые этно-группы, которые довольно неплохо импровизируют, хотя, по большому счёту, это не джаз вовсе, а особенности национальной вариационной музыки.

Более интересными в плане развития джаза мне представляются азиатские страны бывшего СССР.

Средняя Азия и Кавказ. Этот регион подарил миру несколько великих джазовых музыкантов. Это, конечно, азербайджанский композитор, музыкант, который придумал особый стиль мугам-джаз, признанный во всём мире Vagif Mustafa-Zade . Ещё одного талантливого музыканта подарил солнечный Узбекистан: Энвер Измайлов , который по сей день продолжает творить в Украине (моё личное мнение: лучше бы он это делал без дочки). Современные коллективы в южных странах бывшего СССР продолжают собираться на локальные джазовые фестивали и, вероятно поэтому, мы о них почти ничего не слышим. Например, не слышим даже о том, что, известный всем по работе с российской эстрадной группой А-Студио, Батырхан Шукенов сейчас исполняет джаз, к слову, довольно стандартный, и очень хорошо владеет духовыми инструментами. А о современных исполнителях, которые сейчас прославляют свои страны на весь мир, читайте под спойлером.

Подробности о современном джазе Средней Азии и Кавказа

Я не случайно поставил фотографию Вагифа Мустафа-Заде, потому что, как оказывается, регион до сих пор рождает высококлассных пианистов. Только вот одна особенность, все они переезжают учиться и работать в Европу или США: там возможностей на поприще джаза больше.

Aziza Mustafa Zadeh -- дочь Вагифа Мустафа-Заде, талантливая и голосистая. Эпитетом Принцесса джаза просто так не награждают. Исполняет классические формы джаза и, конечно, мугам-джаз.

Эльдар Джангиров -- молодого талантливого пианиста вырастила Киргизия, только вот живёт он теперь в США. Исполняет пост-боп, джаз-рок, причём делает это так напористо и энергично, что унылым такой джаз никак не назовёшь, несмотря на то, что экспериментальности в нём ни капли.

Кавказ всегда славился своими танцами и вокалистами, и неслучайно следующая исполнительница из Грузии.

Нино Катамадзе -- вот тут уже готовьтесь услышать что-то необычное: блюз, джаз-рок, эксперименты с перкуссиями и электроникой. Очень необычный тембр, выдуманный язык, а главное, душевность, которую так редко услышишь от джазовых гуру. Нино с успехом гастролирует по всему миру, и пусть некоторые не слышат джаза в её творчестве, но вклад в World Music она внесла. Сопровождает её поездки группа Insight, исполнительское мастерство участников которой меня захватило с первого раза.

А как же танцы, спросите вы? А вот вам и танцы.

The Shin -- ещё один известный грузинский коллектив. Вот как они пишут на своём сайте:

Цитата: балканские ритмы, и грузинская полифония, и кружева татарских мелизмов, и турецкие заводные мелодии, и джазовые импровизации, а в концертной программе – огненный танец, ибо какой же праздник без танца.

Ещё одним центром культуры, которая доступна всему миру, является Узбекистан. И главным двигателем здесь стала команда с говорящим названием:

From.Uz -- вот уж действительно, группа без границ. В первую очередь, их творчество будет интересно поклонникам метал-фьюжна, поскольку группа исполняет музыку, близкую по звучанию к Liquid Tension Experiment и King Crimson. Ну а на недавно вышедшем альбоме From.Uz выдаёт первоклассный джаз-рок/фьюжн с использованием этнических инструментов. Вот уж действительно, красочная Азия.

Вот такая яркая и разнообразная Средняя Азия и душевный и зажигательный джазовый Кавказ. Остаётся надеяться, что эта многонациональная часть суши порадует нас ещё неожиданными открытиями в современном фьюжне.

Продолжаем путешествие по джазовой Евразии и настало самое время поговорить о русском джазе, точнее даже об ощущении современного джаза с точки зрения русского обывателя, интересующегося музыкой.

Имена, повлиявшие на развитие джаза в России, не называю, так же как и не называл для Японии, поскольку современное состояние и развитие намного интереснее того, что написано на любом портале, в названии которого присутствует корень jazz .

Россия. В сознании среднестатистического человека упорно сидит мнение, что джаз -- это сложная, заумная, импровизационная музыка, которая не может быть понятна обычному человеку. Не подумайте, это не апокалиптические мысли (хотя их смело можно пропустить и сразу переходить под спойлер) -- это то, что чувствуют все жители России с детства -- как только телевизор случайно попадает на канал Культура , тут же следует попытка переключить скорее с этого уныния. Джазовый вкус развивается в основном в семьях музыкантов или знакомых с музыкантами. Ещё один вполне справедливый стереотип: джазом и импровизацией можно заниматься только тогда, когда ты получил классическую школу музыкального образования и в совершенстве владеешь техникой исполнения на инструменте, у нас это практически непреложная истина, которую постоянно подтверждают советские корифеи и вбивают эту мысль в мозг (примеров достаточно: Бутман, Мацуев (молодой, но классический ), Кузнецов и т.д.). Это и преимущество и недостаток российского отношения к джазовой музыке. Ещё одним фактором, характерным для России, является то, что джаз неразрывно связан с эстрадой. Именно поэтому не хочется говорить о мировых стареющих гигантах, а побольше хочется посвятить молодым и перспективным с незамыленным взглядом на джаз и музыку в целом.

Подробнее о современном джазе в России

Джаз в России существует в двух форматах: клубный и фестивальный. Клубный джаз, на мой взгляд, явление неоднозначное и встретить там можно и джазовый ширпотреб и, иногда, что-то поинтереснее. Но, в целом, клубный джаз -- это лёгкая музычка (джазок, если хотите).

А вот фестивальный джаз -- явление более чем достойное внимания. Поизучайте списки фестивалей СКИФ, Усадьба Джаз, Джазовая провинция, Пустые Холмы и найдёте массу интересных и самобытных ансамблей.

Начать хочется со стиля, который уже упоминался в японском обзоре.

nu jazz, лаунж, поп-джаз, босса нова

Ещё раз напомню, что сейчас понимают под ню-джазом: любая смесь танцевальной электроники и джаза. Я уточнил определение, поскольку буквально несколько дней назад отслушал свежую 4-дисковую компиляцию Nu Jazz Essentials. Так что, если электроника не танцевальная и называется ню-джазом, то отделять это направление от мейнстрима рано или поздно придётся. Самым ярким представителем ню-джаза в России является октет:

Uniquetunes -- танцевальные ритмы, саксофон и рок, очень рекомендую.

Несомненной популярностью в России пользуются различные интерпретации латиноамериканской культуры и босса новы. Обычно это звучит опять в рамках танцевальных электронных ритмов, или же в акустической тёплой атмосфере, как у следующей кавер-группы:

PoZitive Orchestra -- каверы на The Beatles, Nirvana, Dire Straits и другие в стиле босса нова.

St-Petersburg Ska-Jazz Review -- а по названию всё понятно

Фольклор и джаз

Вот где есть приволье развернуться русской душе, а потом опять свернуться и снова развернуться

В общем, всем-всем-всем, внимание! Перечисляю исполнителей, которые являются лицом страны для буржуинов (да и для нас тоже):

ZventaSventana -- две девушки красавицы с народным и джазовым вокалами в сопровождении фанк-фьюжн группы

Алексей Архиповский -- виртуоз, исполнитель на балалайке, вы обязаны это услышать, а лучше увидеть, я считаю.

Терем Квартет -- это уже брэнд России, квартет русских народных инструментов с увеличенным ЧСВ, которым они не прочь поделиться с другими (проводят всякие денежные конкурсы для молодых).

Ладно, оставим фольклор в стороне и вернёмся к настоящему джазу.

Фьюжн, рок-фьюжн

За гитарный фьюжн в России отвечают либо музыканты с хорошей классической школой, либо опытные музыканты, поработавшие в эстрадных коллективах.

Роман Мирошниченко - молодой приемник Эла ди Меолы и Джона Маклафлина

ALKOTRIO -- если вам о чём-нибудь говорят имена: Дэйв Вэкл, Грег Хоу, Дэннис Чемберс, Джефф Бек, Билли Шихан. Ну вы поняли, в общем

Ну вот мы и добрались до самого вкусного, то есть до самого терпкого - Авант-джаз, фри-джаз

КУБИКМАГГИ -- очень талантливый коллектив, где участвует дочка Фёдорова Леонида, который тоже отвечает за массу авант-джазовых проектов, совместно с Волковым.

SymFusion Orchestra -- авант-симфо-джазовый ансамбль с классической симфонической основой. Очень необычно, очень по-русски (ведь у нас очень сильная классическая школа), и очень впечатляет.

Jazzator -- Группа Jazzator играет авант-джазовую/образную/атмосферную/экспериментальную/Бог-знает-какую музыку. Очень достойный проект, на мой взгляд, сочетают тот самый ню-джаз в акустическом исполнении и кучу импровизаций -- барабан, контрабас, флейта и многоплановый женский вокал.

Вот и всё, Россия предстала перед нами во всех джазовых красках современности.

А как же Бутман, Винцкевич и тусовка вокруг них: Рябой, Круглов и их бэнды? А вот что я вам скажу, уважаемые. Они, конечно, профессионалы своего дела, но повторю слова одного большого почитателя джаза, который посещает все фестивали Джазовая провинция и увлекается именно классическим джазом: Они не понимают, что они делают и зачем . Да, стоило выйти Квартету Тони Симорози на сцену с Майком Кларком за ударной установкой, и о всех Рябых и Кругловых можно было забыть. Печально , но факт.

А как же метал+джаз, спросите вы? -- А нет у нас этого, ни джазкоров, ни металофьюжнов, просто нет.

Ну и напоследок несколько тем форума о личностях, формирующих представление о современном джазе/околоджазе в России: Андрей Кондаков, Три О, Вежливый отказ

Наконец-то мы приблизились к тому, что вам, уважаемые форумчане, должно быть знакомо, потому что рассказ пойдёт об информационном пространстве Украины. Надеюсь, что это подстегнёт вас на создание тем.

Но прежде чем перейти к краткому обзору украинских джазовых музыкантов, хотелось бы привести одну лол-цитату в продолжение темы поиска смысла ню джаза.

Цитата: Джаз «оголенный» - Ню Джаз - представляет собой свободную импровизацию музыканта в стиле джаз, смешанную с другими музыкальными стилями, например с фанком (Funk), соулом (Soul), электроникой (всеми видами, в особенности с хаусом (House)), рэпом и хип хопом. Ню джаз принято также называть: jazztronica, jazz house, phusion, neo-jazz.

Ню джаз - джаз нового тысячелетия, импровизации нового уровня, точнее, одна из многочисленных ипостасей джаза. Или просто стилизованная под джаз электроника?

Ню джаз – относится также к музыке «низкого качества» - law fidelity, lo-fi, – когда звук намеренно загрязняют посторонними шумами с целью сделать запись примитивной, чтобы сохранить бунтарский дух отчаянных музыкантов.

И раз уж речь зашла о ню джазе, вспомнил я недавно прослушанный альбом Игорь Бутман и др. - Ornithology Pilgrimage. Все звезды (2009). На нём звёзды пытаются играть ню джаз и эйсид джаз -- и звучит это, на мой взгляд, отвратительно, хотя народу нравится.

Украина. По моим представлениям, ситуация с пониманием джаза в Украине такая же, как и в России. Значительно влияют на развитие современного джаза регулярные фестивали. Практически все музыкальные коллективы образуются вокруг консерваторий, поэтому велик процент коллективов, исполняющих стандарты и вариации на известные темы. Как и в России, здесь высок интерес к латиноамериканской музыке, цыганскому джазу, фанку. Что хочется отметить отдельно, так это влияние сопредельной Польши с богатейшими традициями экспериментального джаза, и некоторые яркие проявления совместного творчества вы найдёте дальше.

Подробности об украинском джазе сегодня

Ну раз уж начали с ню джаза, то ню джазом и продолжим.

nu jazz, лаунж, ню джаз + рок

Jacuzzi Project -- совершенно замечательный коллектив из Днепропетровска, который комбинирует рок, джаз, электронные стили, фанк, элементы хип-хопа. Очень рекомендую ознакомиться, поскольку доступно, понятно и красиво. Более чем достойные конкуренты питерцам Uniquetunes, о которых вы читали выше.

В этой же категории хочется рассмотреть коллективы, которые используют рОковое звучание и привносят ощутимые джазовые элементы.

Easymuffin Midnight Melodies Collective -- этот коллектив в представлении не нуждается, поскольку музыканты -- активные участники форума Неформата, тем более приятно, что необычное сочетание стандартных гитары, баса, ударных с нестандартным для подобных коллективов инструментом -- баяном -- рождалось на наших глазах.

DOK -- кто ещё не слышал -- бегом слушать этих ребят из Донецка: саксофон, бас, барабаны. На мой взгляд, у них вышел сильнейший дебютный альбом с самой приятной музыкой. И рок и джаз равноценно представлены в их творчестве.

Фольклор+джаз

Синтез народной музыки и джаза неизбежен, поскольку естественность, живость и свобода вариаций неотъемлемые части и фольклора и джаза. Называют это сочетание обычно этно-фьюжн. Что ж, вполне подходящее название, которое, однако, не отражает всего разнообразия, ведь в каждой стране своё этно.

В Украине импровизацию на Подоляночку обязан сделать каждый уважающий себя джазмэн. А вот как эта импровизация зазвучит, если пригласить польских музыкантов, можно услышать у следующего коллектива:

ShockolaD + PL -- мне очень нравится: лёгкие женские вокалы, динамичный ритм и тёплое позитивное звучание -- это вам не жуткие импровизации -- это джаз для людей, то есть для всех!!!

Не избежала вариаций на тему украинского фольклора и следующая группа:

Acoustic Quartet -- начиная с этого коллектива позвольте не выделять джазовые категории, поскольку дальше пойдёт речь о группах, исполняющих джаз во всевозможных его проявлениях, если хотите, фьюжн в широком понимании этого термина. И Акустик Квартет является великолепным подтверждением этих слов.

Схiд-Side -- ещё один разноплановый ансамбль и они играют джаз

Ну очень мне нравится, когда в рамках стиля начинают звучать несвойственные и необычные инструменты. Поэтому пройти мимо Виктора Соломина и его группы я просто не мог:

SolominBand -- ведущим инструментом здесь является домра. Исполняются вариации на известные мелодии (есть цикл, посвящённый музыке Стинга) и авторские пьесы.

Совсем забыл во время рассказа о России поведать о вокальных а-капелльных ансамблях. С удовольствием исправляюсь:

ManSound -- ну, понимаю, что здесь не совсем уместно и чересчур эстрадно всё это звучит, но ведь чертовски профессионально и круто, я считаю.

У следующей джаз-банды название говорит само за себя:

Fusion Orchestra -- и они действительно исполняют отличный фьюжн.

Gadzilla Project -- уже ближе к авангардным ипостасям джаз-фьюжна, и поэтому для меня намного интереснее, тем более коллектив очень молодой. Буду следить за дальнейшим развитием, чего и вам желаю.

Magnifika Group -- довольно известная харьковская формация, которая тоже исполняет всего понемногу, фьюжн в разнообразных проявлениях.

Ознакомиться: http://www.realmusic.ru/magnifikagroup/

Ещё несколько тем на форуме, которые прозябают в разделе Демо:

БАРАБАС -- позитивная группа, исполняющая инструментальный DnB )) и не только.

Free Breath

Не могу не упомянуть ещё одну тему на форуме: коллектив, исполняющий эйсид джаз с немалой доли психоделии:

Huera Buera

http://www.neformat.com.ua/forum/dem...xinator-2.html -- а вот это уже понавороченнее, группа исполняет тяжелый инструментальный funk-fusion-rock и на фоне остальных группа выглядит новаторски.

Большинство из перечисленных выше коллективов широко не известны на западе. А больше знают лишь о тех, кто там живёт.

Вадим Неселовский -- талантливый джазовый пианист, который работает в США, выпускает альбомы, гастролирует в составе ансамбля Гэри Бёртона, а обучался в Одесской консерватории в довольно юном возрасте. А в 2009 году выпустил альбом совместно с саксофонистом Андреем Прозоровым -- ещё одним вундеркиндом из Одессы. Лицо джазовой Украины за рубежом -- это джазовые стандарты, академическая школа, классическая музыка и world music.

Думаю, на этой ноте можно закончить обзор о современной джазовой Украине. Окидывая взглядом всё написанное, хочется отметить, что джаз здесь развивается, ищутся новые приёмы, репертуар групп увеличивается вширь, охватывая совершенно различные направления, хотя серьёзных экспериментов пока немного и, снова, ни звука, ни слова о метал-фьюжне, джазкоре и других андеграундных проявлениях джаза. Просветите меня, уважаемые, неужели и правда не замечено ничего?

Вернёмся ненадолго опять в Россию, а связанно это вот с чем.

Россия экстремальная. Рассказывая о современном джазе в России, в надежде на вашу отзывчивость и активность, я нарочно бросил такую громкую фразу.

Цитата: Сообщение от LyMph Посмотреть сообщение

А как же метал+джаз, спросите вы? -- А нет у нас этого, ни джазкоров, ни металофьюжнов, просто нет.

Каюсь, был не прав. Опровержение нашлось само собой, более того, я припоминаю, что эти группы уже встречал, но, ввиду их экспериментальности и лютости, они были успешно проигнорированы и забыты.

Если говорить о стилистике, то я бы назвал обе команды, о которых хочу рассказать, Клинический джаз или Экстремальный джаз . И если вас не устрашают такие группы, как John Zorn's Painkiller, The Thing, Zu и Diskaholics Anonymous Trio, The Ruins, то добро пожаловать под спойлер.

Экстремальный джаз в России

Extreme Jazz

Если уж честно, то такие радикальные формы импровизации к джазу относить как-то язык не поворачивается, однако фри джаз он на то и фри джаз, чтобы быть непонятным и не очень доступным для восприятия.

[Br]om -- ну что можно сказать о группе, музыка которой представляет смесь хардкора, джаза, панка и шумовой импровизации. Среди прочих своих вдохновителей группа называет музыканта, о котором есть тема на нашем форуме: Peter Brötzmann . Что они вытворяют на сцене можно посмотреть на представленном видео и это одна из самых адекватно слушаемых их записей, из мною замеченных. А девушка на ударных просто отлично рассыпает.

Wozzeck -- эта питерская команда также называет одним из своих вдохновителей Брёцмана, и также исполняет шумелки, сопелки, молотилки, брынчалки под дёрганные фри джазовые и просто бесструктурные импровизации. Сейчас принято относить такие безумства к джазкору, хотя режущие риффы здесь практически отсутствуют как явление. Наиболее адекватное видео привожу ниже.

Синкопированная Тишина -- и ещё одна интереснейшая группа, участницей которой является та же самая барабанщица, что и в группе [Br]om. Музыка коллектива не такая радикальная, как у двух предыдущих, но по-своему уникальная. В основе лежит мощный техничный джаз-рок, который приправлен психоделией и авангардом. Внимательный слушатель сразу расслышит влияние группы Магма и стиля zeuhl, гитарные пассажи в духе Джона Маклафлина и психоделические джэмы, скрещенные иногда с ритмами из электронной музыки. В общем, очень интересная и перспективная группа.

Музыканты этих групп участвуют в различных коллективах, создают свои сайд-проекты, поэтому клиническая музыка в России продолжает развиваться.

Ещё пара стран СНГ и продолжим путь на запад, где нас ожидает масса авангардных и экспериментальных джазовых коллективов.

Беларусь. Здесь сформировалась уникальная экспериментальная сцена, которая к джазу, честно говоря, особо не имеет отношения, однако факт остаётся фактом: с завидной регулярностью возникают группы, которые звучат новаторски, и их концертные набеги в Москву практически никогда не остаются незамеченными. Дальше речь пойдёт не только об экспериментаторах, поэтому смело можете идти под спойлер.

Подробности о белорусском джазе сегодня

Как обычно, начнём с самого доступного и легкоусвояемого, тем более белорусам здесь есть, чем похвалиться.

Поп-джаз, ню джаз, лаунж

Apple Tea -- постарайтесь на несколько минут забыть, что вы слушаете только брутальную андеграундную музыку, что вы суперугрюмый сноб (снобиха), который слушает только авангардные или элитистско-хипстерские унылости, и откройте свои уши для замечательного лёгкого весеннего джаза. Посмотрите хотя бы клип -- и хорошее настроение вам гарантировано.

Port Mone -- не джаз, но акустический лаунж, который неизбежно соседствует с современным электронным ню джазом, поэтому и решил представить эту группу в обзоре. Трио: аккордеон, бас, джембе.

Этно-джаз

Akana-NHS -- очень интересное сочетание джазовых фактур, фанковых ритмов и аутентичной белорусской народной песни в исполнении женского вокального трио при поддержке музыкального ансамбля.

Свободная импровизация, авангард

Вот в этом разделе белорусские музыканты достигли больших успехов. Как ни странно, но смежными стилями здесь являются фрик-шансон, кабаре и группы, исполняющие клезмер. О них, пожалуй, умолчим, а вот о других расскажем.

Князь Мышкин -- коллектив существует почти 20 лет и исполняет интуитивную импровизацию. Надеюсь, вы понимаете, что этого не объяснить на словах, так что слушайте сами

Рацыянальная дыета -- удивительная группа, альбомы которой издаются на итальянском авангардном лейбле и имеют высокие оценки в рецензиях по всему миру. Исполняют музыку в духе камерных коллективов движения Рок-в-оппозиции. Хотя и джаза вы не услышите, но с самого начала мы говорим ещё и об импровизационной музыке, поэтому эту уникальную группу нельзя обходить вниманием. Очень рекомендую.

Джазкор

Kusudama -- ну наконец-то можно говорить о том, что и у нас играют настоящий джазкор. Группа действительно достойна внимания, тем более это внимание можно легко оказать, ведь дебютный EP доступен для свободного скачивания. Музыка коллектива на стыке хардкора, металкора и джаза, поэтому определённо тема должна находиться в разделе Дистортед.

Фьюжн

Гурзуф -- фактически, это рок на баяне и барабане, но сколько других влияний можно здесь услышать -- и джаз в том числе (а ещё классика, Тирсен, хип-хоп, фолк).

Павел Аракелян -- не удивляйтесь, увидев армянскую фамилию, он действительно приехал в Беларусь в возрасте трёх лет, а сейчас 24-летний профи-саксофонист, флейтист является одним из самых ярких джазовых музыкантов в Беларуси. Помимо собственных проектов (направленность которых: от фьюжна до хард-бопа и фри джаза), Павел уже успел выступить со многими знаменитостями, приезжающими с концертами в Минск, а это, сами знаете, не спроста.

Да, белорусы умеют творить самобытные музыкальные проекты. А завершал белорусский обзор Аракеляном я неспроста.

Армянский след в белорусском джазе упрекнул меня в том, что я не рассказал о джазе в Армении. А совершенно напрасно не рассказал, как оказалось, ведь у меня давно в плеере крутятся известнейшие фьюжновые исполнители из этот страны.

Армения. В связи с известными геополитическими событиями, многие представители этой народности оказались зарубежом (преимущественно в США). Поэтому и многие музыканты с армянскими корнями проживают на американском континенте, а, следовательно, более известны в мире (даже номинанты Грэмми есть). Национальная музыка -- это практически обязательный компонент армянского джазового альбома, поэтому далее исполнители представлены без стилистических делений.

Можете не гадать: на картинке дудук -- национальный армянский инструмент. Его звучание я помню ещё с детства, когда в доме играли кассеты Будда Бар и Романтик Коллекшн, помните такие? Звук этого чарующего инструмента трудно не узнать.

Ещё одним проявлением любви к национальной культуре (помимо дудука), являются различные музыкальные интерпретации произведений Комитаса -- композитора и собирателя фольклора, жившего на рубеже 19-20 веков.

Armen Chakmakian -- нью эйдж, Будда Бар, сотрудничество с самым известным исполнителем на дудуке Дживаном Гаспаряном, премия Грэмми.

Nor Dar -- обалденный этноджаз - очень рекомендую к прослушиванию. И дудук, и Комитас присутствуют.

Катунер -- в переводе с армянского Коты . Потрясающий фьюжн. В 2009 году вышел, пожалуй, один из лучших фьюжн альбомов года. И очень красивый клип на спокойную композицию.

Тигран Амасян -- молодой джазовый пианист (23 года), который известен уже на весь мир и выпускает альбомы во Франции при поддержке видных музыкантов. На счету музыканта уже 3 альбома и прошлогодний Red Hail. Aratta Rebirth меня тоже очень порадовал. И собственные композиции, и произведения Комитаса, и армянский фольклор исполнены столь технично и изобретательно, что остаётся только шире раскрыть уши и внимать-внимать-внимать. Не знаю, повлияло ли то, что альбом выпущен во Франции, но в одной из композиций явно слышится zeuhl . В общем, очень рекомендую

Ну и напоследок оставил самое вкусное.

Арто Тунчбояджан и Armenian Navy Band -- постоянный участник группы Джо Завинула.

Цитата:Тунчбояджан долгое время выступал и записывался с Элом Ди Меолой, Бобом Бергом, Дэннисом Чамберсом, Биллом Эвансом, Майком Маниери, Полем Уинтером, Симоном Набатовым, Майком Стерном, группами Oregon, System of A Down. и другими супер-звездами мировой джазовой и рок-сцены. На его счету - более двадцати сольных альбомов, создание саундреков к фильмам и постановкам.

Огромный вклад в мировую музыку.

Впервые познакомился с этим музыкантом и его ансамблем, когда услышал проект Serart (Серж Танкян (из SOAD) и Арто). Только потом узнал о его участии в других группах. Так я начал слушать авангард и джаз.

Ярчайшие исполнители сейчас в Армении, поэтому очень не советую игнорировать эту музыкальную самобытную сцену.

Дальнейшее движение на запад (туда, откуда есть пошёл джаз ) невозможно без рассказа о польском феномене, став свидетелями которого, американские джазмены признали существование европейского джаза.

Вот отрывок книги саксофониста Алексея Козлова о первой поездке в Польшу на фестиваль в 1962 году:

Цитата: На этом фестивале мы открыли для себя польский джаз, о котором знали до этого очень мало. Мы познакомились и подружились с такими музыкантами как Збигнев Намысловский, Ян Пташин Врублевский, Чеслав Бартковский, Кароляк, Томаш Станько и многими другими. Послушав их выступления, я с огорчением отметил для себя, что нам еще далеко до них, что они достигли настоящего европейского уровня, а может быть, и сами задают этот уровень. Дальнейшая история джаза показала, что польские джазмены одними из первых в Европе преодолели и американский барьер, получив признание в Соединенных Штатах.

Польша. На данный момент польский джаз -- это уникальное культурное явление, которое трудно описать известными стилевыми рамками. Конечно, богатая школа академического джаза существует в Польше и сейчас, но нас в первую очередь интересуют эксперименты, поскольку они наиболее оправданы и в контексте данного обзора, и в рамках неформатовского форума. C конца 1980-х годов в Польше начало формироваться направление, именуемое yass.

Цитата: Yass - своеобразный стиль в музыке (польской), отличающийся объединением всех возможных и желаемых для объединения других стилей (джаз, рок, панк, техно, фолк и пр.).

Однако, слушая Антологию польского джаза (1950-2000), убеждаешься, что уже в 60-х джаз в Польше предугадал появление, например, ню джаза. Помимо перечисленных выше деятелей, хочется ещё отметить таких музыкантов, как Кржиштоф Комеда, Андржей Трзарковски и Михаил Урбаняк. Многие из шестидесятников до сих пор занимаются музыкой, помогают молодым коллективам, о которых расскажем подробнее.

Подробности о польском джазе

По многочисленным заявкам начинаю с лёких стилей, впрочем на них мы долго не задержимся. Выделять направления не буду, потому что дальше это будет совершенно бесполезно.

Printempo -- диджеи вовсю принялись за перелопачивание джазового наследия, что приводит к повсеместному появлению вот таких проектов. К ню джазу сейчас относят и электронщиков, работающих с джазовыми сэмплами, и живые ансамбли, использующими электронную ритмику и элементы хип-хопа. В общем, полная неразбериха. Поэтому пишу чётко: Printempo -- это польский ДиДжей.

Anna Maria Jopek - поп-джаз-дива, которая известна широкой аудитории, а на форуме представлена дуэтом с гитаристом Пэтом Мeтени.

Теперь несколько коллективов, близких эстетике пост-рока (конечно с элементами джаза).

Kerd - очень интересный коллектив, полностью соответствующий yass-идеологии, вот только играет совсем не джаз, а импровизационный рок и электронную музыку, близкие современному пониманию пост-рока. Jazz Fusion Post-rock, если можно так сказать. И обязательно посмотрите клип в теме -- реально туловщина и апекствиновщина

Stwory - новаторы, расширяющие рамки пост-рока, эксплуатируя эстетику минимализма и рванные ритмические рисунки. Необыкновенная музыка, опять-таки, смотрите клип в теме -- очень завораживает.

Теперь парочка камерных коллективов, которые уже стали визитной карточкой Польши. А культуру польские власти ценят по достоинству: на гастроли и даже на инструменты выделяются деньги из государственного бюджета.

Bester Quartet (The Cracow Klezmer Band) - квартет, основанный баянистом Ярославом Бестером, успел уже и с Зорном поиграть, и на Цадике записаться (клезмер в названии не просто так ), и поездить по фестивалям и получить везде успех и признание благодаря искренности своей музыки и виртуозному исполнению.

Motion Trio - трио аккордеонистов, в руках этих музыкантов баяны и аккордеон стали пост-роковыми инструментами, инструментами для исполнения произведений композиторов-минималистов, инструментами для сопровождения джазовых вокальных импорвизаций. Ещё бы -- по богатству музыкальной палитры и полифоничности звучания -- это второй инструмент после оргАна.

Теперь несколько слов о коллективах, которые делают молодёжную музыку -- собираются пацанчики и играют брейк-бит на акустике с использованием вертушек . При этом джазовая основа и этнические мотивы никуда не пропадают, а только становятся доступными молодёжной аудитории, что охота пуститься в пляс.

Meritum - взяв за основу клезмер, музыканты решили сделать так, чтобы вы его совсем не заметили. Отличная музыка на расслабоне . Смотрите клип в теме.

Chromosomos - а эти товарищи рубят джангл с драм'н'басом на акустике, только пятки сверкают . Хотя этим они не ограничиваются, поляки ведь .

Ну вот мы и подошли к тому, что изначально называлось яссом и продолжает развиваться по сей день. Авторами этого термина стали Tymon Tymański, Jerzy Mazzoll и Tomasz Gwinciński. Поддержали их начинание Mikołaj Trzaska, Rafal Gorzycki и их товарищи. О проектах этих муз-оригиналов и пойдёт речь дальше.

Tymanski Yass Ensemble - нынешняя группа основателя движения yass, что полностью отражено в названии коллектива

Maestro Trytony - наверно, следует указать, что yass -- зачастую музыка с авангардным уклоном, двое музыкантов из перечисленных выше уже давно доказывают это в группе Maestro Trytony.

Ziemia Planeta Ludzi - была такая группа Robotobibok. Несколько лет назад она прекратила своё существование и гитарист основал новую группу, которую характеризуют тегами jazz / impro / free / yass / postrock. Понимаете, что звучит это очень увлекательно, для меня уж точно. Одна из новых интересных групп.

Sing Sing Penelope - передовой яссовый коллектив: густая атмосфера, глубокие басовые интонации. Клип в теме настроит вас на нужный потусторонний лад.

Contemporary Noise Quintet - лучшее из современного джаза , что я слышал за последний год. Я от них просто кайфую.

Pink Freud - приведу описание их клипа. Жесть. Музыка - авант-панк на трубе, контрабасе и барабанах. Видеоряд - фотографии, картинки, анимация, книжные полки в виде эквалайзера, кошка вместо автомата на танке, герб Польши - самолёты. Политический сюрреализм, весь мир можно прихлопнуть одним движением пальца, одним щелчком.

100nka - авант-джаз и электроника, исполненная вживую. Очень неординарный проект саксофониста Тржаски.

Loskot - сами подумайте, что можно ожидать от группы, название которой переводится как ШУМ. Ещё один неординарный проект от основателей ясса.

Rafal Gorzycki Ecstasy Project - активную деятельность ведёт и барабанщик Рафал Корчицки (вроде так ), который в джаз-фьюжновые композиции привносит ощущение минимализма. Это основной его проект музыканта, хотя он значится и в составах нескольких групп, описанных выше .

DZIKI JAZZ - ещё один проект Рафала. Здесь великолепно совмещаются элементы блюза, эйсид джаза, и местами минималистичность звучания.

Yazzbot Mazut -- шикарная группа, погружение в музыку которой подобно погружению в психоделические трипы. Да вы обложку альбома одну зацените, и всё станет ясно!

The Light - напоследок вслушайтесь в трио, исполняющее авант-фри-джаз. Только полное погружение и отстранении позволит вам оценить всю прелесть этой музыки и совершенно неузнаваемый кавер на Нирвану . Кен Вандермарк оценил, играя с ними на совместном концерте.

Завершить мини-обзор хотелось бы пожеланием познакомиться с этими коллективами, поскольку они на передовой около-джаза, они создают новое, они развивают музыкальное мышление, хоть немного расширяя горизонты. И не стесняйтесь спрашивать, если что-то непонятно, -- неподдельный интерес здесь очень важен.

Польский обзор получился довольно объёмным, поэтому продолжение, если оно будет, то в новой теме.

Есть много материала по джазу в Скандинавии (вот где живут ландшафтные дизайнеры), в Италии (вот где живёт джазкор), во Франции (здесь обитают традиции и зеул), в Бельгии (прог-фьюжн нашёл своё развитие), и в Англии (ещё одни передовики). Новая тема, скорее всего появится летом или осенью, поэтому слушайте то, о чём уже рассказано. Интересуйтесь, уважаемые, интересуйтесь.

Если мой мини расширитель кругозора получит подкрепление в виде комментариев и пожеланий, то, пожалуй, проследую дальше вслед за солнцем... А там столько всего интересного: увлекательны и далеки от классического джаза радикальное понимание джаза из Скандинавии, особый польский джаз (ясс), не хочу оставлять без внимания немецкий рок-фьюжн, очень богатые традиции, воплощённые в совершенно различных направлениях, в южно-европейских странах (Италия, Испания), а там и до европейских центров недалеко: Франция, Бельгия, Англия -- законодатели мод в современном джазе. Не знаю, доберусь ли я до музыки двух американских континентов, но об отдельных лейблах, отражающих современное направление, надеюсь, упомяну, если, конечно, это кому-нибудь будет интересно.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Acid Jazz

Acid Jazz? Иногда удивительно как много разных значений вкладывается в это расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды Acid Jazz прозву...

Фанки-джаз

Так уж получилось, что сам термин «фанк», являющийся на самом деле бытовым жаргонным словечком обитателей черных квартралов, появился в музыкальном ...

ДЖАЗ

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. ...

Funk

Фанк (funk) — направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джазовый фестиваль - Обозревая современный джаз

Легенды джаза:

Милт Джексон

News image

Вибрафонист Милт Джексон (Milt Jackson) (1.01.1923-9.10

Вечерний джаз. Count Basie

News image

William Count Basie в школе учиться не любил, да и не получалось особо. С уроков он сбегал на ярмарку и мечтал о путешествиях. Зато отли...

Новые впечатления:

4 Hero - Creating Patterns

Лейбл: Talkin' Loud Classics Формат: CD, Album Страна: Великобритания Дата выпуска: 2006 Стиль: Breakbeat, Future Jazz Треклист: 1...

Âme - Âme

Лейбл: Sonar Kollektiv Формат: CD Страна: Германия Дата выпуска: 11 октября 2004 Стиль: Electro, Deep House, Minimal Трек-лист: 1....

Авторизация

It only takes 2 minutes -