Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Новоорлеанские сказки в Москве

Новый джаз - Джазовый фестиваль

новоорлеанские сказки в москве

Почему в России любят джаз, который родился в затерянных кварталах Нового Орлеана, где царствовала музыка чернокожих импровизаторов? Ответ пришел неожиданно, на одном из московских концертов Алекса Новикова.

Зал Московского Дома музыки был переполнен. В середине концерта на сцену вдруг вышел Иосиф Кобзон с огромным букетом цветов и с удивлением посмотрел на слушателей. Откуда столько народу?! - воскликнул он. Певец пришел из соседнего зала, где в это же время вполне заслуженно чествовали серьезного музыканта, известного в сфере классики.

Это и был один из концертов Алекса Новикова. Импровизатора, саксофониста и настоящего джазмена. Просто приятного и симпатичного человека, после ухода которого за кулисы сцена просто немеет от тишины.

Алекс Новиков играет на саксофоне все. Когда в 1960-е годы в мире впервые появился фьюжн, то естественный звук саксофона слился с электрическим звучанием гитар и синтезаторов. Джаз устремился навстречу поп - и рок-музыке. Почти вся история фьюжн (а именно этим словом обозначается синтез джаза и стилей фолк, метал, регги, рок, поп и многих других, связанных и с электронными инструментами) предстает теперь перед российскими слушателями на концертах Алекса Новикова. Он один из тех современных джазменов, который не боится эксперимента, движения вперед, развития, самосовершенствования и настоящего труда. Новиков играет и душевный Маскарад мелодичного Рассела, и Я буду ждать тебя незабываемого Леграна, и Караван Дюка Эллингтона, и даже особо прочувствованного Крестного отца из одноименного фильма. Ему удается это всерьез и просто, с умом и с душой, профессионально и искренне наивно...

Знатоки музыки помнят, что джаз с самого возникновения считался для нормального человека чем-то неприличным. Пианист или гитарист, осмеливающийся попробовать себя в этом жанре, мог стать персоной нон грата в проверенных музыкальных кругах. Тем более саксофонист - эдакий выдувающий странную музыку персонаж. Да и в советское время у джаза были проблемы. Не вписывался он в добротные и оптимистичные ритмы эстрадной песни. Начиная с оркестров Леонида Утесова и Олега Лундстрема, можно было говорить, что не все потеряно в этом направлении для нашей страны.

Алекс Новиков играл у Лундстрема. И это один из его пропусков в мир кумиров саксофона. Всякое бывает на пути к вершинам признания. Например, признанному ценителями Игорю Бутману пришлось однажды даже встать на коньки и выйти на ледовую арену, чтобы в очередной раз доказать свою джазменовскую стойкость и умение приобщиться к полноте разнообразия радостей творческой жизни.

А вот теперь оказалось, что джаз еще и трагическая музыка. Она может передавать самые тонкие душевные переживания, волновать, держать в напряжении, заставлять задуматься. Это с особой выразительностью удалось показать Алексу Новикову в творческом единении с неповторимым Михаилом Козаковым, когда они выступили вдвоем со спектаклем Дуэт для голоса и саксофона , основанном на поэзии Иосифа Бродского. Текст и мелодия, поэтические озарения и вдохновенная импровизация, классика, блюз и народная песня - такая музыкальная канва постановки порой сильнее вдумчивых выступлений иного драмтеатра.

Джазмен, как выясняется, еще и актер. Он, выходя на сцену, играет не только на саксофоне, но и особую роль. Музыкальный инструмент - лишь средство. Мастерство - лишь форма подачи образа. А продукт или итог - мелодия, которая остается в памяти порой лучше, чем фотография отлично сыгранной сцены. Такова магия джаза и знающего в нем толк артиста.

Саксофон - двойник Алекса Новикова. Он называет его по старинному (и при этом - современно): SAX. Не известно, кто кем на самом деле играет и кто кем управляет. Их давно уже двое. Предмет для ревности посторонних. Инструмент живет в руках мастера и становится одушевленным предметом. Они разговаривают без слов. Всегда ли ладят? Вряд ли. Настоящие друзья могут и немного повздорить, но они не перестанут быть друзьями. Даже родственниками. И на каждом новом концерте - оба, словно вечные иностранцы, выдают мелодию на разных языках свинга. Ведь импровизация не терпит одинаковости, повторов или заучивания.

Алекс Новиков уже вкусил славы. Теперь с ним многие хотят познакомиться, подружиться. На самом деле знатоки понимают и знают, что джазменов, которые могли бы собрать полный зал на свой персональный концерт, сегодня в стране не так уж много. Джаз противостоит активно развивающейся попсе. Джазмен - в некотором роде исполнитель, которого нынче можно присовокупить чуть ли не к андеграунду. Для классиков - это не самый близкий родственник, а для пустой эстрады - вовсе не конкурент, кассовых сборов стадионами не делает.

Однако на поверку оказывается, что обращение к серьезной и разбирающейся публике, чем и занят Алекс Новиков, дает свои плоды. Важно просто суметь разнообразить репертуар, сделать его понятным разному слушателю. Исполнитель должен заражать своим драйвом, идти в русле современного мейнстрима. У Алекса Новикова с этим нет проблем. Он выступал и выступает с Надеждой Бабкиной, с Людмилой Рюминой, с выпускниками Фабрики звезд из Первого телеканала и даже с актером Николаем Караченцовым. Он побеждал в важных конкурсах, его отмечали известными премиями, такими, как Пилар или Овация . Он может себе позволить назвать свой концерт весьма претенциозно: Избранные хиты XX века , и его поймут. К нему приходят на сцену в качестве партнеров солисты Геликон-оперы , известные заслуженные и народные артисты России, не говоря уже об отличных гитаристах, клавишниках и даже каскадерах. Алекс в этих случаях просто играет на саксофоне. Остальное на сцене происходит словно само по себе. Но почему-то каждый из участвующих в его концертах исполнителей понимает, что джаз стал частью их собственных программ. И это является неожиданным проявлением пассионарности современного джазмена.

Взыскательный слушатель Алекса Новикова вправе ждать еще большего - классического саксофона, новых интерпретаций блюза, соула, латино, джаз-рока и техно...




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Fusion

Cовременное стилевое направление, возникшее в 1970-е годы на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского ф...

Джазовый вокал

Музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, но исторически первым инструментом человека, несомненно, был его голос. В джазе существуют свои...

Джаз. Термины

Nu jazz - собирательный термин, возникший в конце 90-х годов и объединяющий музыку, сочетающую джаз с элементами других стилей, прежде всего фанк и ...

Reggae

Музыка реггей (иногда можно встретить это слово произносящимся как регги ) зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка, став частью национально-ос...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джазовый фестиваль - Новоорлеанские сказки в Москве

Легенды джаза:

Джазмены о джазменах: Оскар Питерсон о Тедди Уилсо

News image

Teddy Wilson, биография Продолжаем нашу рубрику Джазмены о джазменах . Мы уже помещали материал о весьма интересном образе Чарли Паркера,...

Ночной джаз - для тех, кому не спится. Lee Morgan

News image

Ли Морган известен в джазе как виртуозный трубач и талантливый композитор. Родился в Филадельфии в 1938 году. Первую трубу ему подарила се...

Новые впечатления:

Михаэль Рэйнбот и его COMPOST

Цитата: Михаэль Рейнбот (Michael Reinboth) – завзятый меломан, великолепный журналист, диск-жокей, участник проектов Beanfield, Knowtoryus, Moon ...

Февраль 2010: Европа джазует

После достаточно спокойного января, когда появилось совсем немного новых интересных джазовых дисков (П.Мэтини, Хироми, Мэйса, Д.Сэнборн), в феврале ...

Авторизация

It only takes 2 minutes -