KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАОдин из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую... Далее... |
Брутальные хиты в стиле 20-хНичто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками... Далее... |
Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отмененКризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже... Далее... |
Классика джаза - Классика джаза
Вибрафонист Милт Джексон (Milt Jackson) (1.01.1923-9.10.1999), уроженец города Детройт, начинал, что неудивительно, с гораздо более компактного и легко перемещаемого инструмента – гитары, которую он взял в свои детские ручки в возрасте семи лет. Через четыре года Милт переключился на фортепиано, но музыкальная эволюция на этом не закончилась и впоследствии он начал играть на ксилофоне и вибрафоне. Последний, столь экзотический и непривычный инструмент в джазовом бэнде, стал, в какой-то мере и благодаря Милту, весьма обыденным. По крайней мере, появление на сцене вибрафона уже не вызывает ни у кого недоумения, – разве что лишь ироническую мысль: «что нам продемонстрируют на этот раз – уж мы-то знаем, с кем сравнивать». Вот как отзывается о инструменте сам музыкант: «Я выбрал вибрафон, потому что он наиболее схож с человеческим голосом, но есть одно существенное отличие: вокалист всю свою карьеру работает преимущественно в одном стиле, в то время как с помощью вибрафона и молетов возможно экспериментировать бесконечное множество раз, всё время выдумывая новые ходы».
Помимо улучшения своих навыков игры на музыкальных инструментах, в свои юные годы Джексон был тенором в вокальном квартете, исполнявшем госпелы для духовной христианской аудитории. К слову, его семья была весьма религиозна, не в последнюю очередь благодаря его матери.
Первая, поистине ключевая для дальнейшей джазовой карьеры музыканта встреча состоялась во всё том же родном Детройте, где ансамбль Милта выступал на одной сцене с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). После чего, практически сразу же, трубач приглашает Милта в Нью-Йорк с намёком на дальнейшую совместную работу – в качестве участника секстета, а позже и биг-бэнда, которым заправлял известный бибопер. В этот период Джексон знакомится с Вуди Германом (Woody Herman), Ховардом Макги (Howard McGhee), Телониусом Монком (Thelonious Monk), Чарли Паркером (Charlie Parker), Коулменом Хокинсом (Coleman Hawkins) и работает, без преувеличения, сутками. Кто-то из его коллег даёт ему прозвище «Бэгз» («Bags»), из-за «мешков», которые образуются под его уставшими глазами...
Но вернёмся на некоторое время назад, когда молодой пианист, уже в средней школе, получает заманчивое предложение от своего преподавателя Луиса Кабреры (Luis Cabrera) попробовать сыграть на вибрафоне. Мол, «в этой области есть где разогнаться» ввиду не слишком хорошей распространенности этого инструмента в музыке (он был создан в начале 20-го века). Будто бы вдогонку словам Луиса подоспел и Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton) с концертом в детройском «Graystone Ballroom», в зале которого находился и Милт. Как позже рассказывал музыкант журналу DownBeat: «Меня заворожило звучание» - это, пожалуй, стало последним веским аргументом в ответе на вопрос о дальнейшей деятельности.
Игру молодого вибрафониста можно услышать на записях Диззи «A Night in Tunisia» и «Two Bass Hit». Но, за кажущейся лёгкостью и гладкостью развития успешной карьеры, скрывается одна существенная трудность – как достаточно религиозному человеку ужиться в Нью-Йорке – эпицентре бибоповой революции, со всеми исходящими из этого последствиями. Его мама, ярый противник переезда сына, сменила гнев на милость лишь после того, как Милт пригласил на семейный ужин... Эллу Фитцджералд (Ella Fitzgerald).
В Нью-Йорке, как уже говорилось, знакомство с пианистом Телониусом Монком привело к сотрудничеству, которое вылилось в ставшие уже классическими записи «Mysterioso», «Epistrophy» и др. Поработав немного в атмосфере бибопа, вибрафонист обратился к более традиционным стилям и присоединился к биг-бэнду Вуди Германа, который гастролировал по Кубе. Афро-кубинские ритмы, напоминавшие Милту его некогда успешное сотрудничество с Диззи, привели к воссоединению музыкантов в 1951-м году, чтобы сделать несколько записей. К ним присоединились Джон Колтрейн (John Coltrane) и Кенни Баррел (Kenny Burrell).
В 1952-ом году, Милт, совместно с ритм-секцией Диззи Гиллеспи, сформирует новый коллектив под названием Modern Jazz Quartet. В него вошли пианист Джон Льюис (John Lewis), ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke) и басист, который раньше не работал с этими ребятами – Перси Хит (Percy Heath). Последний в своё время будет заменён на Рэя Брауна (Ray Brown). MJQ, по заглавным буквам названия, просуществует немногим более 20-ти лет, до момента отделения Льюиса и Милта, якобы по причине большей творческой свободы, которой мешали рамки, по правде говоря, не такого уж многочисленного коллектива, и, естественно, большего количества денег... В 1981-м году музыканты снова воссоединятся и просуществуют вместе до 1993-го года, после чего Джексон окончательно оставляет деятельность в квартете и гастролирует с постоянно меняющимися небольшими комбо.
Помимо «главной» деятельности в качестве одного из лидеров, музыкант также выступает в роли сайдмена, если это вообще применимо к Милту. Вибрафон можно услышать в альбомах «Miles Davis and the Modern Jazz Giants» 1954-го года, «Bags and Trane» - совместная работа с Колтрейном. Также Милт записал две пластинки с поп-джазовым пианистом и вокалистом Рэем Чарлзом (Ray Charles). На одной из них, на «Soul Brothers», можно услышать единственную в своём роде запись, где вибрафонист возвращается на «низшую» ступень собственного музыкального развития – играет на гитаре.
Для любителей цитат и ёмких однословных рецензий: дуэт Джексона и гитариста Уэса Монтгомери (Wes Montgomery) – CD 1961-го года – был назван историком джаза Роном Винном (Ron Wynn) «сногсшибательным». С этим трудно не согласиться.
Расцвет сольной карьеры Милта приходится на 1960-е и успешно продолжается до конца двадцатого столетия. Он активно записывался и выступал вплоть до самой смерти. В 1994-ом году, спустя пять десятков лет с момента его первой записи, Милт выпускает пластинку под названием «The Prophet Speaks». «The Prophet», «Пророк» - более подходящее прозвище, сменившее старое, слегка фамильярное «Bags». Последняя работа музыканта, совместно с пианистом Оскаром Петерсоном (Oscar Peterson) и басистом Рэйем Брауном (Ray Brown) «The Very Tall Band» вышла в 1999-ом году.
Милт Джексон скончался 9-го октября 1999-го года в Нью-Йорке от рака печени.
Читайте: |
---|
JazzКак род музыки сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской. Из африканских эл... |
SwingТермин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от о... |
ХардбопВ противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов ... |
Acid JazzAcid Jazz? Иногда удивительно как много разных значений вкладывается в это расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды Acid Jazz прозву... |
Эрл ХайнсБлагодаря этому музыканту фортепиано вошло в число солирующих инструментов джазового оркестра, его дискография насчитывает более ста пласт... |
Биография Жоао Жильберто (Joao Gilberto)Настоящее имя: Joro Joao Gilberto (Жоро Жоао Жильберто) Дата рождения: июнь 1931 года Место рождения: Juazeiro. Bahia, Brazil Сти... |
Впечатления о прослушанном!Джаз, джаз-рок, фьюжн (ex-USSR) The Shin - Black Sea Fire (2009) Ознакомиться: http://www.theshin-music.com/ Стиль: грузинский джаз-рок, во... |
Февраль 2010: Европа джазуетПосле достаточно спокойного января, когда появилось совсем немного новых интересных джазовых дисков (П.Мэтини, Хироми, Мэйса, Д.Сэнборн), в феврале ... |
ДжазДжаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейс... |