Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...


Как умудряются импровизировать джазмены, которые первый раз видят друг друга?

Новый джаз - Джазовый фестиваль

как умудряются импровизировать джазмены, которые первый раз видят друг друга?

Встречаются совершенно незнакомые друг с другом люди, садятся в кружок и начинают играть импровизации, перекинувшись лишь парой слов. Такая картина является нормой для так называемых джем-сешнов (jam session), или по-простому джемов.

С детства я ломал голову над этим. А ведь учился в музыкальной школе. И про аккорды знал и всякие мудреные слова. А вот не понимал. Пришлось изучить предмет поглубже. Ответ оказался прост до боли.

Джем – это и есть импровизация. При чем тут варенье – непонятно. Да и откуда взялось это загадочное слово джаз – науке тоже не известно. Но явление появилось в начале двадцатого века. Считается, что родили его афроамериканцы, как принято их теперь называть. И были это простые духовые оркестры, игравшие на свадьбах и похоронах. Традиция, на самом деле, цыганская. Но почему-то негры стоят у самых истоков. Так считается.

Играли они популярные мелодии, играли, как могли, не зная ни нот, ни законов гармонии. Но, народу нравилось. Слушали и одобряли. И все это развилось в так называемый Нью-Орлеанский джаз. Когда белые переняли эту традицию, получился диксиленд.

Играли каждый как мог и как понимал, по-цыгански. Каждый тянул свою партию. Но поскольку играли все-таки не негритянскую, а европейскую музыку, то и тянулись к соответствующим гармониям. Сначала осваивали три аккорда.

На тот момент уже в каком-то виде существовал блюз (совсем, вроде как, отдельная штука). И его стали распевать (чисто по-негритянски, с оттягом) на эти самые три аккорда. А аккорды расположили в 12 тактов в определенном порядке. Но поскольку в блюзе есть звуки совсем не помещающиеся на нотную бумагу (или по-ученому на нотный стан, теряются они где-то между линеек), то и получилась «грязная» музыка. Они так сами ее называют. Это по-нашему диссонансы. Их там довольно много.

Вот так вот и заложилась основа современного джаза: «грязь» (диссонирующее звучание), строгая последовательность аккордов (гармоническая схема) и свободное музицирование по этой самой схеме. Вскорости появился еще и свинг (этакая небольшая драйвовая раскачка). Но этот самый свинг то пропадал, то вновь появлялся, а вот импровизация и «грязь» остается и до сего дня основой джаза.

А стилей джаза за время его существования расплодилось огромное количество. Это и свинг, и би-боп, и даже джаз-рок. И еще много всяких разных. Например, симфо-джаз. Вспомним Гершвина с его крупными джазовыми произведениями. И звучание современных эстрадных оркестров рождено джазом. Но это уже немного в стороне. Это уже не джаз. Хотя звучит иногда очень и очень похоже.

За время существования джаза появлялось много композиторов. Уже достаточно грамотных и профессиональных. Они усложняли гармонию, наращивали по мощи аккорды. Добавляли «грязи». И рождали популярные мелодии. Которые народ передавал «из уст в уста» (играли в основном духовики, трубы, тромбоны, кларнеты). И вот эти самые мелодии становились общепринятыми на джемах. Их стали называть джазовыми стандартами. Иногда называя вечнозелеными (по-нашему выходит вечно молодыми). И насчитывается их около четырех сотен. Профессионалы знают хотя бы половину.

Так вот эти самые стандарты состоят из мелодий (чаще недлинных) и аккордов (гармонии). И все джазмены знают эти мелодии и аккорды наизусть. Когда они встречаются первый раз, они выбирают известные всем участникам джема мелодии, договариваются о выборе тональности и – вперед и с песней. Ведь джаз – это часто песня.

В начале, когда в группе было немного музыкантов, импровизация происходила одновременно. Каждый тянул свою линию, как в русской народной песне (по-настоящему народной, а не писанной неизвестным городским автором в 19 веке). Каждый обыгрывал, как говорят, аккорд по общепринятой для данной мелодии схеме. Потом стали импровизировать по очереди. Сначала звучала тема, а потом каждый выдавал свою импровизацию, друг за другом. А весь состав аккомпанировал ему, каждый на свое усмотрение в рамках известных аккордов.

На самом-то деле, примерно так же происходило в течение нескольких сотен лет (а может и больше, никто не знает) на просторах нашей великой Родины, России. Заезжие иностранцы отмечали потрясающую, сложную и многоголосную импровизационную манеру пения в деревнях. Каждый «гнул свою линию» в рамках общеизвестной песни. И «грязь» та же появлялась, и лад был отдаленно похож на блюзовый. Да и грусть рабочих негритянских песен, легших в основу блюза, прослеживается в наших родных напевах.

Так что народ – он и есть народ, независимо от цвета кожи и места рождения. И можно сказать, что джаз с «замесом» на блюзе – это от души, по-настоящему. По-нашему, по-русски. Хоть и с афроамериканским акцентом.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Фри-джаз

В начале 60-х годов очередной виток развития джазовых стилей был обусловлен, в значительной мере, усилением расового самосознания негритянских музык...

Avante-Garde

Зародился в 1960-е годы. Для него характерно стремление освободить джаз от «оков» гармонии, ритма, метра, традиционной структуры, сделать его програ...

Джазовый вокал

Музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, но исторически первым инструментом человека, несомненно, был его голос. В джазе существуют свои...

Электрический джаз

Использование электронных преобразователей звука и синтезаторов оказалось чрезвычайно привлекательным для музыкантов, находящихся, прежде всего, на ...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джазовый фестиваль - Как умудряются импровизировать джазмены, которые первый раз видят друг друга?

Легенды джаза:

Ирвинг Миллс

News image

Ирвинг Миллс (Irving Mills) (16.01.1894-21.04

Биография Мишеля Петручиани (Michel Petrucciani)

News image

Год рождения: 28 декабря 1962 года Место рождения: Монпелье (Montpellier), Франция (France) Умер: 6 января 1999 в Париже, Франция. ...

Новые впечатления:

9 Lazy 9 - Paradise Blown

Лейбл: Ninja Tune Формат: CD Страна: Великобритания Дата выпуска: март 1994 Стиль: Breakbeat, Trip Hop, Downtempo

Впечатления о прослушанном!

Джаз, джаз-рок, фьюжн (ex-USSR) The Shin - Black Sea Fire (2009) Ознакомиться: http://www.theshin-music.com/ Стиль: грузинский джаз-рок, во...

Авторизация

It only takes 2 minutes -