Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



Юрий Трофимов

Новый джаз - Джазовый фестиваль

юрий трофимов

Путешествие - это всегда праздник. Путешествие же в мир джаза сродни волшебству, и при этом можно никуда не ехать, нужно лишь вслушаться... А когда в путешествии вас сопровождает профессионал - это большая удача. Нам повезло. Наш провожатый - преподаватель джазовых дисциплин факультета искусств и художественного образования Педагогического института СГУ, джазовый критик - Юрий Николаевич Трофимов. После встречи с ним трудно усидеть на месте. Хочется бежать туда, где есть пластинки, колонки и музыка. Хочется слушать. Иллюстрировать этот рассказ нотами.


Юрий Николаевич, сегодня Вы более известны как теоретик, нежели как практик джаза. В чем сейчас заключается Ваша деятельность?
Мой предмет - джазовая педагогика и критика. Как исполнитель я никогда не входил в когорту лучших джазовых исполнителей Саратовской области, а вот как джазовый ведущий, как историк джаза, теоретик - да.

Существует ли такое понятие, как саратовский джаз?
Географически, конечно, да. Чтобы саратовский джаз в музыкальном плане как-то отличался - так не бывает. «Джаз - это американская музыка, и только» (с). Потому что есть какие-то специфические составляющие музыки, которые неизменны. И только за счет использования фольклорных или каких-то других элементов этот джаз может несколько в музыкальном плане отличаться.
Хотя главные его составляющие - это импровизационность, специфическая артикуляция, свинг, и если хотя бы одна из этих компонент выпадает, то музыка уже джазом не считается.

Временная перспектива. Настоящее и будущее саратовского джаза.
Будущее есть. Есть училище, в котором не загнулось эстрадное отделение, и я думаю, что да, будущее есть. Для этого есть условия, к тому же появилось отделение на факультете искусств Педагогического института СГУ. В этом плане с появлением джазовых музыкантов в Саратове все будет в порядке. А вот будут ли они оставаться тут - это уже другой вопрос, и я думаю, что в ближайшей перспективе не будут. В джазе важна самостоятельная работа и то, что ты слушаешь.
В учебных заведениях часто талантливый человек становится камнем преткновения. Нельзя распускать сопли, говорить, какие все плохие.
Саратовская история знает много подобных примеров. Чтобы учиться джазу с дальнейшими перспективами, нужна инфраструктура, как в США. В Саратове она, к сожалению, отсутствует.

Ваши ориентиры в джазовой музыке.
Я с уважением отношусь к традиционному джазу, но сфера интересов, конечно, лежит в современном. Потому что традиционный джаз - искусство развлекательное, прикладное. Даже оркестры свинга имели прикладное значение, они играли на танцах.
Своеобразная дискотека 30-х в Америке. Представьте себе бар: сидят люди, сцена, а все пространство занято танцующими. Дюк Эллингтон, Гленн Миллер - это десять оркестров, а их было десятки тысяч. И только начиная с 40-х годов джаз превратился в музыку для ушей.
Воздействовал он так же - негритянская вокальная техника, специфическая артикуляция, - просто он перестал быть танцевальным, стал более сложным, к нему обратились интеллектуалы.

К чему тяготеет современный джаз-мир? Расскажите о мировых тенденциях.
Новых - никаких. Потому что по молчаливому согласию всей джазовой критики уже лет 20 ничего кардинально нового в стилистическом плане на джазовой сцене не происходит.
Американцы окунулись в латиноамериканскую музыку, они считают, что это та свежая струя, которая может обновить джаз. То, что было уже застолблено - модерн, авангард, - имеет право на существование и прекрасно существует. В европейской западной композиторской традиции тоже ничего нового давно не происходит, но ведь концертные залы и консерватории не закрываются.
Кстати, о классике: Бах в свое время, сам того не подозревая, стал изобретателем джазового музыкального рисунка. Откуда он эти музыкальные фразы взял - неизвестно, точнее, известно только Богу, да и про Баха много чего неизвестно... Но то, что его музыка абсолютно импровизационна по своей сути, видимо, является секретом удобства исполнения его произведений в рамках джазовой музыки. Пример: один известный вокальный ансамбль, не изменив ни ноты, а просто просвинговав его музыку и поставив акценты не на первую долю, получил в итоге настоящий фирменный джаз.

Какие, по Вашему мнению, качества присущи настоящему джазовому музыканту? Какими были великие джаза?
Доброта, реакция молниеносная, общительность, коммуникабельность. И главное - это свободные люди. Никак не купишь - будет делать так, как хочет. Им очень сложно в дисцилинарных рамках, их выгоняют, ненавидят, а им все равно. Они гнутся, но - не ломаются.
Что касается великих деятелей прошлого... Их моральный облик был далек от идеала. Джаз -- это искусство, которое вышло из низов. Первые джазовые ансамбли играли в борделях. Мортон был сутенером, Холлидей - дочерью проститутки. Слово jazz в изначальном его написании - jass, а это более чем смелое заявление.
Рабы с плантаций дружно пошли в Новый Орлеан и стали работать доккерами - грузчиками.
50-килограммовые мешки казались пушинками после кирки на плантациях. И когда появилась возможность за те же деньги играть музыку, а мешки сбросить, произошла просто смена работы. Попсы тогда не было. Скорее всего - к счастью. То есть роль попсы исполнял первый джаз. Развлекательная музыка. Вечеринки, пароходы, похороны... он был везде.

Вечный камень преткновения: настоящий джаз только черного цвета?
Истоки джаза были черными, но на данный момент я могу перечислить много музыкантов с белым цветом кожи, которые делают это все ничуть не хуже. Существует такое понятие, как архетип. Глубинное и бессознательное.
Так вот, если человек сознательно совершенно, слушая джазовую музыку, отказался от «Во поле береза стояла» и полюбил вместо нее «Saint-Louis Blues», то у него нет никаких генетических препятствий стать такого же уровня джазовым музыкантом, каким был, скажем, любой чернокожий.
Я не приемлю расовый подход. Так что я не думаю, что цвет кожи - это препятствие. Генетический код человечества одинаковый. Это важно. А дальше уже нужно погрузиться в соответствующую среду, и нарабатывание мастерства будет проходить очень интенсивно. Есть же русские, владеющие английским с техасским, например, акцентом. А что такое музыка, в том числе и джаз? Язык. Это средство общения. В джазе это всегда диалог, диалог с публикой.

Тайна импровизации в музыке сравнима лишь с тайной исповеди...
На уровне ремесла это не такое сложное искусство. Не сложнее, чем обучение традиционным специальностям. На уровне высокого искусства должны быть уши, должен быть огромный слуховой опыт, чтобы не изобретать велосипед.
Искусство устной традиции. Есть фольклор, классика и массовые жанры, среди которых много мусора, попсы. Блюз - это когда хорошему человеку плохо, попса - когда плохому человеку хорошо. Попса - это бизнес, к искусству имеет отношение даже меньшее, чем советская эстрада.
Импровизация... должна быть музыкальная работа, должно быть желание самовыразиться, огромное желание поделиться своими мыслями, получить душевный отклик, на этой базе завестись - и получается такая синергетика. И энергетика увеличивается в геометрической прогрессии.
Джазовым музыкантам очень сложно записываться в студии, особенно сольным. Нет отклика. Если в ансамбле еще что-то заводит, то без публики это сложно.

Что бы Вы посоветовали начинающим музыкантам? Чего бы пожелали им?
Любить джаз, потому что в джазе браков по расчету не бывает - только по любви... А саратовским молодым музыкантам я бы хотел пожелать еще и терпения. В некоторых случаях надо просто сжать зубы и потерпеть. Все пройдет, а музыка останется.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

HardBop

В противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов ...

Third stream

Термин третье течение (third stream) был введен критиком Джоном Уилсоном. Он обозначил альтернативу, а точнее - варианты синтеза первого и второго...

Avante-Garde

Зародился в 1960-е годы. Для него характерно стремление освободить джаз от «оков» гармонии, ритма, метра, традиционной структуры, сделать его програ...

Определение джаза

Этот исторический эскурс в историю не преследует цель всестороннего исследования или освещения всех аспектов джаза, его сущности, форм и способов фу...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джазовый фестиваль - Юрий Трофимов

Легенды джаза:

Макс Роуч

News image

Максвелл Лемуэль Роуч (Maxwell Lemuel Roach) (10.01.1924-16.08

Кенни Кларк

News image

Кенни «Клук» Кларк (Kenny «Klook» Clarke)(9.01.1914-26.01

Новые впечатления:

Алексей Чистилин - Your holiday - Симпатично! – Ze

Давно такой музыки на промо не встречал... Вспомнились времена, когда ходил на репетиции джаз-банды (сам я там не участвовал, просто созерцал со ст...

Март 2010: ЕСМ Records и другие джазовые конюшн

Начну обзор мартовских джазовых релизов опять со Старого Света: расположенная в Мюнхене, европейская империя джазовой индустрии изысканных альтернат...

Авторизация

It only takes 2 minutes -