Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...


NuJazz…

Новый джаз - Новый джаз

nujazz…

С недавних пор в рецензиях на новые компакт-диски мне стало часто попадаться слово NuJazz…

Нет, мне на глаза, конечно, попадается много слов и специальных терминов, но большинство из них ведут жизнь, не уверенную в своём будущем. Такие термины как SoulJazz или призваны вызвать какую-то не очень конкретную ассоциацию и тут же, не попрощавшись, исчезнуть. А вот слово NuJazz звучит довольно самоуверенно и употребляется так, как будто оно и в самом деле обозначает нечто реально существующее. Разумеется, я решил проявить внимание.

Новая волна разговоров об этом самом NuJazz-е поднялась после выхода юбилейного альбома британского лейбла Talkin' Loud, который празднует десять лет коммерческо-творческой деятельности и наведения тени на плетень. Шеф предприятия Жиль Петерсон (Gilles Peterson) дал массу интервью, общий смысл которых сводится к тому, что он, выдвинув идею AcidJazz, уже 10 лет назад знал, куда всё идёт. А термин NuJazz хорош уж тем, что на него клюют журналисты и привлекают внимание публики к хорошей музыке…

NuJazz, похоже, обитает одной ногой в Великобритании, другой – в Германии.

Самые известные представители немецкой половины этого дела – это мюнхенский лейбл Compost и берлинский коллектив Jazzanova.

В последние годы и детройтское техно, и драм-н-бэйсс объявлялись новым джазом, а если вспомнить AcidJazz, то тогда вообще начинает казать, что речь идёт об очередной упаковке одного и того же старого содержимого.

Немецкий интернетовский журнал Ouk провёл занимательную дискуссию на тему: что такое NuJazz, чем он отличается от AcidJazz, и как к нему следует относится.

Общее мнение примерно такое – в воздухе определённо что-то витает, это много кто чувствует, поэтому и возникает потребность в новом термине. Но сам по себе термин «новый джаз» вызывает большие сомнения.

«Если малонатуральный стук ритм-машины заменить на звук семплированных барабанов, бас-синтезатор заменить на контрабас и вставить несколько акцентов духовых инструментов в обычный хаус-трек, то достаточное ли это основание чтобы называть результат джазом? Разумеется нет», - полагает продюсер Andrew Pekler, живущий ныне в Берлине и скрывающийся за псевдонимом Sad Rockets.

«При этом под «джазом» имеется в виду нечто вроде «fusion» («смешение, гибрид»). – полагает Ларс Вегас (Lars Vegas, движущая сила кёльнского лейбла и магазина Groove Attack). - Главная особенность NuJazz - это именно сумма всех жанров… конечно, саунд джаза доминирует, но можно расслышать и хаус, и драм-н-бэйсс, и детройтское техно, и диско, и буги, и фьюжн, то есть электрический джаз, и даже поп. Если бы всё это называлось NuFusion, это было бы точнее и оставляло бы больше свободы для самой музыки. Ведь, в целом это музыка, которая открывает уши», - полагает Ларс Вегас.

4 Hero. Ремикс изготовили берлинцы из Джаззановы. Кстати, я нашёл в интернете просьбу этого коллектива придумать для них какое-нибудь название стиля, дескать, мы-то уж – никак не NuJazz.

Михаэль Райнбот (Michael Reinboth) с мюнхенского лейбла Compost высказал такое соображение: «AcidJazz был и до сих пор остаётся в моих глазах и ушах однозначным ретро – то есть музыкой 60-х, 70-х, возможно даже 80-х годов. AcidJazz никогда не имел отношения к недавно возникшим стилям или новым технологиям, как скажем, драм-н-бэйсс, электро, трип-хоп и хип-хоп, техно или хаус. AcidJazz никогда не стремился в будущее, никогда не относился к себе как к тому, что может развиваться и изменяться, он оставался суммой давно существовавших компонент, событий, красок. Когда Жиль Петерсон ниоткуда – буквально из головы – вытащил термин AcidJazz, на его проигрывателе лежала старая пластинка, а вовсе не новый релиз!

При этом то, что сейчас стали называть NuJazz – вещь актуальная, современная, ориентирующаяся в будущее… выпускаемая нами серия «Future Sound Of Jazz» («Будущий звук джаза») как раз и подчёркивает это обстоятельство, хотя самому термину «Future Sound Of Jazz» уже шесть лет! То, что в последнее время NuJazz стал восприниматься в качестве самостоятельного явления, связано вовсе не с активностью журналистов, ухватившихся за новый термин, и не с какой-то особой привлекательностью самого этого термина – на его месте вполне могло оказаться что-то вроде ClubJazz, - но исключительно с тем, что на фоне общей серой массы стали появляться записи выдающегося качества. Никакой рыночной стратегии – типа «Назовём эту музыку новым джазом и продадим её потребителям консервативного джаза» – здесь нет», - уверяет Михаэль Райнбот.

Все участники дискуссии, устроенной журналом Ouk, согласны, что NuJazz – это музыка андеграунда, она свободна, независима и, если и смотрит смело в будущее, то вовсе не в том смысле, что ожидает в нём крупные доходы.

Важным аспектом нью-джаза является сотрудничество продюсеров, использующих семплерно-секвенсорную технологию, и вполне живых музыкантов, то есть комбинация дигитальной технологии с, так сказать, аналоговым исполнительским мастерством. Да, NuJazz следует играть в живую, хотя многие продюсеры по прежнему просто используют старые грампластинки. Но семплирование утрачивает своё значение как универсальный метод производства.

В целом с точки зрения Михаэля Райнбота новая музыка – это поиск гармонии между техникой и чувствами, между питаемым током прибором и телом человека. Михаэль сравнивает NuJazz c гонками по Формуле Один: чтобы победить, мало иметь мощную машину, надо быть ещё и гонщиком, и наоборот – самый лучший гонщик без машины далеко не уедет. Недостижимым гонщиком всех времён и народов остаётся Херби Хенкок (Herbie Hanckock), до которого – по общему признанию – всем нью-джазистам как до луны.

Ларс Вегас соглашается, что Хенкок – это уникум, но кроме того (и это немаловажно) NuJazz – это джаз без соло-партий. NuJazz довольно минималистичен.

Тезис о том, что NuJazz – это джаз без соло, мне кажется очень точным, я бы даже сказал, что многие NuJazz-номера звучат так, как если бы не очень ловкие и умелые джазовые музыканты из консервативного лагеря вздумали изобразить дип хаус. И, действительно, я без труда нашёл отзывы очевидцев, побывавших на концертах NuJazz-коллективов: со сцены эта музыка звучит довольно механически, ни грува, ни вайба, ни драйва в ней нет. А с другой стороны – не настолько механически, чтобы воспроизвести эффект настоящих техно и хауса.

Вот незадача!

Дуэт Les Gammas – это Йохен Хелферт и Марк Франк, обитают они в городе Аугсбурге, где вот уже восемь лет им принадлежит клуб, в котором звучит ретро-музыка: джаз и rare groove.

Во время концертов Йохен играет на электропиано Rhodes, Марк стучит по барабанам, живая басистка играет на бас-гитаре, плюс масса звуков идёт с фонограммы, записанной в студии.

С дуэтом Les Gammas сотрудничает довольно известный free-джазовый вибрафонист Карл Бергер (Karl Berger) – он немец, но живёт в США. Les Gammas режут и комбинируют записанные им пассажи – как, впрочем, и свои собственные.

Процесс создания музыки Йохен Хелферт и Марк Франк описывают как совершенно интуитивный. Исходная музыкальная идея, как правило, не длиннее двух тактов. Но эти два такта музыки должны вызывать сильную визуальную ассоциацию. Когда перед глазами стоит картинка, процесс создания музыки значительно упрощается.

Судя по высказываниям ребят, они никакого давления со стороны не испытывают и испытывать не хотят, а занимаются тем, что им самим нравится, чувствуя себя совершенно свободными в выборе средств и методов. Есть интересная история, связанная с происхождением французского названия Les Gammas. Так называлась учебная телевизионная серия, которая в 70-х годах шла по баварскому телевидению. В этой серии два хиппи пытались обучить телезрителей французскому языку. При этом разыгрывался такого рода сюжет: на Землю прилетают инопланетяне и попадают в деревню, где все говорят по-французски. Никто не знает, что им делать с инопланетянами. Инопланетяне – они как раз и есть Les Gammas - вынуждены осваивать чуждый им язык и идти на контакт, а вот жители деревни относятся к их визиту очень по разному – многие вообще не верят, что прилетели какие-то инопланетяне. Йохен Хелферт и Марк Франк полагают, что эта старая хиппи-сказка неплохо соответствует их музыке.

Альбом дуэта Les Gammas содержит довольно разностильные треки. Задумчивые ретро-эстрадные песни под акустическую гитару с лёгким латиноамериканским и сильным soul - привкусом меня сильно раздражают, а вот более агрессивные и мрачные номера, несмотря на то, что их явно порезали и слепили на компьютере, производят куда более живое, подвижное и джазовое впечатление.

Другое дело – мюнхенский проект Syrup («Сироп»), продукцию которого тоже выпускает лейбл Compost. Альбом называется «Different Flavors».

Сироп – это настоящая большая группа из девяти человек – барабанщиков, клавишника, гитариста, басиста, трёх духовиков и одной певицы, впрочем, на фотографии присутствует всего три молодых человека… так что, скорее всего, это – иногда разрастающееся до девяти человек трио.

Сироп – это, так сказать, NuJazz-супергруппа, все участники Сиропа играют в других NuJazz-коллективах, таких как Beanfield, The Poets Of Rhythm, Bassline Members и Das Goldene Zeitalter.

Во время концертных выступлений Сироп не используют ни семплеров, ни ДАТ - магнитофонов. Downtempo lo-fi jazz-funk, old school soul и современный бит – находят критики.

Похоже, NuJazz – это не специфический стиль, а тёмный лабиринт, в котором оказалось огромное количество народа. В категорию NuJazz попадают и хип - хоп, и окончательно успокоившиеся драм-н-бэйсс и нео-электро, и в очередной раз заново родившийся хаус, и то, что называлось easy listening и lounge core, и венский easy-dub саунд и много что ещё. Меня часто спрашивают в и-мэйлах, что я думаю о российском коллективе Messer fur Frau Mueller… вот как раз об этом я сейчас и говорю: retro-easy-funk-neo-house…

Я сам бы определил NuJazz так: года три назад многим – в том числе и мне – казалось, что трип-хоп, ретро-фанк и джазоватый брейкбит – это магистральная линия развития мэйнстрима поп-музыки. Грубо говоря, кончается эпоха Beatles и Rolling Stones как вечных образцов для подражания и начинается эпоха… ну, не знаю кого… условно говоря, Херби Хенкока, Beastie Boys и Massive Attack, ретро-брит-поп уступает место ретро-фанку.

Но бронепоезд поп-музыки почему-то оказался маятником и неожиданно пошёл вспять или просто растворился в воздухе. А его вперёд смотрящие пассажиры… кто остался сидеть на рельсах, кто бродит по окрестным полям. Вот эту ситуацию я бы и назвал «новым джазом».

Выпущены и совсем уж угрюмые компакт-диски… На двойном сборнике «Lounge Electrique», который представляет международную продукцию в стиле Broken Beats и NuBeat – две дюжины каких-то непонятных имён. Кто это? Среди них есть, наверное, и новые музыканты, но я склонен думать, что это – те же самые люди, которые устроили потоп транса и хеппи-хардкора в 1993-м, потоп эмбиента в 1995-м и потоп нео-электро в 1998-м.

наугад. По-моему, прекрасно слышно, что эта музыка ещё совсем недавно была трансом, хаусом и электро.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

NEW AGE

Музыкальное явление, получившее общее название NEW AGE, чрезвычайно многогранно и обширно в своих границах. В настоящее время существует определенна...

Фортепианные стили

Искусство джазовых пианистов в эпоху свинга находилось под сильным воздействием развивающихся биг-бэндов. Импровизационная свобода, наделение фортеп...

А. Козлов - “Boogie Woogie”

«Буги-вуги» - это особый стиль в джазе, происходящий из специфической манеры игры на фортепиано. Как это часто бывает, сама эта музыка появилась еще...

Белый брасс-рок и ранний джаз-рок (White Brass-Rock, Ea

Данное направление можно отнести к истокам всего стиля FUSION. Первые ансамбли, начавшие исполнять музыку, получившую название «джаз-рок», состояли ...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Новый джаз - NuJazz…

Легенды джаза:

Aretha Franklin

News image

Арета Франклин (англ. Aretha Louise Franklin род. 25 марта 1942 года в Мемфисе, штат Теннеси ) - американская ритм-энд-блюз, соул и госпел...

Ирвинг Миллс

News image

Ирвинг Миллс (Irving Mills) (16.01.1894-21.04

Новые впечатления:

Child - Laura Grig & Laya Bam Band - Музыка ес

Наша авторская работа, полностью life состав. Песня была написана под впечатлением от поездки на святую землю..

9 Lazy 9 - Paradise Blown

Лейбл: Ninja Tune Формат: CD Страна: Великобритания Дата выпуска: март 1994 Стиль: Breakbeat, Trip Hop, Downtempo

Авторизация

It only takes 2 minutes -